Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Департамента образования г. Москвы, реализация городских комплексных программ в сфере образования была начата в 1994 году, когда была утверждена программа "Столичное образование-1". Эта программа ознаменовала межотраслевой подход к решению вопросов образования в Москве. В ноябре 2001 года правительством Москвы была принята городская целевая программа "Модернизация московского образования ("Столичное образование-3")", определившая основные направления развития образования города на 2002-2004 годы. Нынешний учебный год завершает реализацию этой программы и позволяет подвести некоторые итоги ее выполнения.

Одним из основных направлений в реализации программы является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования. Успешно реализуется предложенная Департаментом образования программа "всеобуча". В прошедшем учебном году было выявлено 860 подростков, длительное время не посещавших школы. В Департаменте образования завершается работа по созданию информационной базы данных "Всеобуч", которая позволит взять на контроль учет движения в каждом образовательном учреждении.

В рамках реализации программы модернизации московского образована большое внимание уделяется образованию наиболее социально незащищенных категорий детей. С 2001 года для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей открыты 2 детских дома и 1 школа-интернат, 6 специализированных школ для детей с девиантным поведением. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, дополнительно открыто 13 центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции, их число достигло 32. Для детей-инвалидов и детей, которые в силу своего состояния здоровья не могут посещать школу, разработаны методики дистанционного образования, учебные программы по базовым предметам школьного курса с 1 по 11 классы для детей-инвалидов. Из бюджета города выделено 200 млн. рублей на установку 750 информационных рабочих мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому.

За три года в Москве созданы 11 кадетских образовательных учреждений, в которых обучается 2856 воспитанников, в том числе 337 девочек. Воспитанниками этих учреждений являются, прежде всего, дети-сироты, дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей и проходящих службу в зонах военных конфликтов, дети из неполных и социально незащищенных семей. В ближайшее время (до 2010 года) планируется открыть еще 10 кадетских образовательных учреждений.

Одним из важнейших направлений программы "Столичное образование-З" является сохранение и укрепление здоровья обучающихся. За три года в городе созданы 45 школ здоровья, 197 образовательных учреждений работают в рамках международной программы школ, содействующих здоровью. В 49 образовательных учреждениях открыты Центры содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. В 1590 образовательных учреждениях проводится скрининг-диагностика зрения учащихся.

Значительное внимание уделяется обучению одаренных детей. В городе открыта 1-я Московская государственная школа интернат "Интеллектуал" для одаренных детей. Также в департаменте отмечают, что в столице продолжает реализовываться программа строительства образовательных учреждений: за два прошедших учебных года в Москве построено 32 школы и 44 дошкольных образовательных учреждений. Помимо строительства объектов образования, большое внимание уделяется оснащению образовательных учреждений учебным оборудованием и компьютерной техникой. В настоящее время в Москве на 1 компьютер в среднем приходится 31 обучающийся (по России 81 человек). Программа информатизации образовательного пространства включает в себя не только поставку компьютерной техники и учебного оборудования, - создана целостная система формирования информационной образовательной среды: повышение квалификации учителей, методическая поддержка через компьютерные ресурсные центры, информатизация как учебного процесса, так и управления образованием. В целом в нынешнем учебном году программа "Столичное образование - З" будет завершена.