На втором заседании VIII сессии Законодательного собрания Красноярского края депутаты после полуторачасовых дебатов приняли во втором чтении 35 голосами против 11 внесенный губернатором законопроект «О внесении изменений в статью 2 закона края „О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае“».

Как сообщили ИА REGNUM в краевом парламенте, документ был внесен в качестве срочного, и его необходимо было принять сразу в двух чтениях.

Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, 1 декабря 2014 года был принят закон «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», в соответствии с которым глав муниципальных образований предлагалось избирать представительным органом из своего состава. Вместе с тем закон давал возможность изменения порядка избрания по инициативе местного совета, который должен обратиться в Заксобрание с законодательной инициативой об ином порядке избрания главы.

11 февраля комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества утвердил методические рекомендации по оформлению законодательных инициатив органов местного самоуправления по изменению порядка избрания глав. Однако вскоре стало известно, что Госдума в третьем чтении приняла закон, в соответствии с которым появилась третья модель избрания глав МСУ — из числа прошедших конкурс на должность главы администрации.

Как объяснили в краевом парламенте, обсуждаемый сегодня законопроект учитывает поправки федерального законодательства. «Предлагаемые губернатором изменения предусматривают несколько способов избрания глав — в зависимости от вида муниципального образования. Так, для МО численностью до 300 человек, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, глава поселения так же будет избираться на сходе. Для сельских поселений с численностью граждан не более 500 человек, обладающих избирательным правом, предусмотрено избрание главы на муниципальных выборах. Количество таких поселений в крае составляет 168, то есть одна треть от общего числа муниципальных образований в крае будет избирать глав на прямых выборах. Для остальных муниципальных образований предусмотрен как раз способ избрания главы, закрепленный в федеральном законе №8-ФЗ: глава МО избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В этом случае глава муниципального образования возглавляет и местную администрацию, вследствие чего автоматически ликвидируется так называемая двуглавая модель. Исключение составляют территориальные образования закрытого типа (ЗАТО), где глава в соответствии с федеральным законодательством не может возглавлять местную администрацию, а должен исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Соответственно, глава ЗАТО не может избираться по конкурсу и будет избираться из состава представительного органа этой территории», — объяснили в Законодательном собрании края.

По словам начальника управления губернатора по организации взаимодействия с органами местного самоуправления Сергея Чистова, предлагаемая модель избрания глав муниципальных образований позволит «установить жесткие критерии в отношении кандидатов» (профессиональный и образовательный уровень, опыт управленческой работы, соблюдение требований законодательства к кандидатам и т. д.): «Деятельность глав станет более прозрачной и подконтрольной».

Депутаты высказывались как «за», так и «против» законопроекта. «Шесть лет назад исполнительная власть насаждала систему избрания глав из числа депутатов. В итоге появилась двуглавая модель. Теперь точно так же насаждается конкурсная система. Этот законопроект „добивает“ прямые выборы в крае», — считает Михаил Козлов (ЛДПР).

«Избирательная система в крае пришла к формуле выборов прямых, выборов „кривых“ и выборов конкурсных. В первом случае главу избирают люди, во втором — депутатский междусобойчик, в третьем — кандидатов отбирает комиссия. Что за комиссия, кто выбирает саму эту комиссию? Наши соседи — Хакасия во главе с Виктором Зиминым — отстояли прямые выборы. А у нас нет доверия к людям — отсюда такие законы. Нам всем спустя некоторое время будет стыдно», — сказал депутат Олег Пащенко («Справедливая Россия»). Борис Мельниченко («Единая Россия») также считает, что «нельзя у людей отбирать право выбора».

«За»высказался известный в крае парламентарий Анатолий Быков (вне фракций): «Вертикаль власти, особенно на местах, пора укреплять. Я поддержу этот закон».

«Предлагаемый проект сохраняет прямые выборы в трети всех муниципальных образований края. Там, где предлагается ввести избрание глав советами МО на основании предложений конкурсной комиссии, появляются квалификационные требования к кандидатам, чего нет при системе прямых выборов. Это шаг к укреплению, а во многом — и к созданию утраченного кадрового резерва. Собственно, предлагаемая система в чем-то напоминает проверенную десятилетиями советскую модель избрания председателей исполкомов, адаптированную к современным условиям», — прокомментировал Алексей Клешко («Единая Россия»).

По словам губернатора края Виктора Толоконского такая срочность внесения закона вызвана тем, что в этом году предстоит большая выборная кампания в большинстве муниципальных образований края: «Определиться с моделью выборов, внести необходимые изменения в уставы муниципальных образований необходимо в ближайшее время, до 14 июня, когда стартует эта кампания».

По мнению губернатора, двуглавая модель «спровоцировала потерю качества управления», и именно это «вынудило его обратиться в Москву»: «Я просил руководство страны исправить эту ситуацию. Надо уходить от неполноценно ответственной системы».

Толоконский также заверил депутатов, что право законодательной инициативы за органами местного самоуправления по изменению способа выбора главы сохраняется: «Да, этим правом органы МСУ наделены, и муниципалитеты по-прежнему могут предлагать законодательную инициативу относительно иной формы выборов».

Депутаты обсудили поправки, и после полуторачасовых дебатов закон был принят во втором чтении 35 голосами против 11.