Хочешь сводить девушку в дорогое место? Своди на заправку… Подобные шутки за последний месяц буквально переполнили украинский сегмент интернета. Правда, над ними уже не смеются. Бензин на Украине за весьма непродолжительный срок превратился из ежедневной потребности в роскошь, а автомобили с большим объемом двигателя — в самый надежный показатель богатства.

За февраль бензин умудрился подорожать почти вдвое. Если в начале февраля 95-й бензин стоил в среднем около 17 гривен, то к 24-25 числам цена выросла на отдельных заправках до 30 гривен. Правда, 27-28 февраля топливо отыграло пару гривен. В среднем 2 марта на АЗС Киева цена на 92-й бензин составляет около 25,9 гривны за литр. 95-й немного дороже — в районе 26,4 гривны за литр.

Самый болезненный удар по карману трейдеров, а соответственно и обычных украинцев, нанесла политика НБУ. Стремительное падение курса гривны напрямую сказалось и на бензине. По разным оценкам, 80-85% украинского топлива — импортного происхождения. Это касается как бензина, так и дизельного топлива. Основные импортеры: Литва и Белоруссия.

За импортный бензин трейдеры, естественно, платят в долларах. Продают на АЗС — за гривны. И тут падение национальной валюты само по себе больно ранит импортеров. Но Нацбанк заботливо подсыпал соли на раны, введя новые ограничения для импортеров. Хотя раньше в Минфине обещали, что любые ограничения импорта не коснутся бензина: «Правительство ввело ряд временных мер для стабилизации платежного баланса. Речь идет в первую очередь о введении импортного сбора в размере 5-10%, кроме товаров критического импорта. И я хочу обратить внимание, что сбор не будет распространяться на медицинские препараты и на энергоресурсы, в частности, на газ и другие товары, которые крайне необходимы населению. Цены на лекарства и на бензин расти не будут», — заявляла глава Минфина Наталия Яресько. Но на прошлой неделе НБУ запретил любые импортные контракты по предоплате свыше 50 тысяч долларов до особого разрешения. Это цена одной 120-тонной цистерны бензина. По одной цистерне никто поставлять не будет. Трейдеры, конечно, попытались найти выход, заключая отдельные контракты на каждую цистерну в эшелоне, но это крайне усложняет жизнь и затягивает процесс. В том числе и во время растаможки.

Начиная от 500 тысяч долларов — импортер уже должен открывать специальный аккредитив. Но украинские банки в этом вопросе не помогут — учреждениям страны в преддефолтном состоянии просто не доверяют. Но и это еще не все. Нацбанк умудрился и вовсе застопорить поставки топлива в страну. В конце прошлой недели НБУ дал указание банкам — не продавать импортерам валюту, пока те не представят справку о полной уплате налогов. В итоге торги на межбанке практически остановились. В выходные справку получить было нельзя — Государственная фискальная служба не работала.

В понедельник, 2 марта, справки теоретически возможно было получить. Но, как говорит глава консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн, все равно до среды, 4 марта, валюты, а соответственно и бензина, не будет. «В понедельник народ понесет справки об уплате налогов и снова на три дня станет в ожидании — купить можно только через три дня после зачисления гривны на счет. Между тем новые поставки не будут идти неделю», — предполагает Куюн.

Все эти обстоятельства привели к срыву ряда контрактов. Тем более что еще и непонятно — будут или нет введены новые ограничения.

Впрочем, трейдеры уже успели встретиться с министром экономики Украины Айварасом Абромавичусом. Тот пообещал помочь импортерам в решении их проблем: «У нас в стране 85% нефтепродуктов импортируются. Есть мировая цена в долларах. Здесь прямая привязка. 90% повышения в цене нефтепродуктов напрямую связаны с курсом гривны против долларов. У нас было большое совещание с нефтетрейдерами, услышали их проблемы, сложности с покупкой валюты, их видение, что может акциз высоковат, и будем решать», — сказал министр.

Казалось бы, в таких условиях в привилегированном положении должны оказаться внутренние производители нефтепродуктов. Здесь картина несколько иная. После вытеснения с рынка компании Сергея Курченко ВЕТЭК на Украине фактически оформился монополист — группа «Приват» Игоря Коломойского. Но и «Приват» не отстает в повышении цен. Собственное производство топлива на «Укртатнафте» серьезно упало. И «Приват» также сконцентрировался на импорте. А учитывая, что группа, помимо единственного работающего на Украине НПЗ, контролирует и больше 1,5 тысячи АЗС, — оснований для понижения цены нет.

На этом фоне заметно активизировался серый и черный рынок нефтепродуктов. Особенно в пограничных регионах — контрабанда обрела вторую жизнь. Тем более на фоне перестановок и кадровых разбирательств в ГФС и таможенной службе.

В итоге ситуация на рынке и политика НБУ могут просто привести к дефициту бензина и, как следствие, краху украинской экономики — такое мнение в комментарии корреспонденту ИА REGNUM высказал директор энергетических проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

«Сейчас все будет зависеть от дальнейшего поведения доллара и евро, поскольку все проблемы трейдеров связаны именно с непредсказуемостью курса. И основная проблема в том, что порядка 85% нефтепродуктов завозятся на Украину и приобретаются на условиях предоплаты за валюту. Чтобы закупить партии топлива, трейдеры должны выручить гривну на АЗС, потом закупить валюту и предоплатить партии нефтепродуктов. Поскольку Нацбанк вводил ограничения на покупку валюты и установил условия для этого — сложно осуществлять предоплату. На рынке никто не будет держать партии топлива для тех или иных контрагентов. В связи с этим трейдеры вынуждены включать в розничные цены на заправках все возможные риски, связанные с изменением курса и проблемами с закупкой валюты. Сейчас цена литра бензина составляет порядка 70-80 центов в зависимости от уровня качества. И этот показатель соответствует уровню цен на нефтепродукты, который сформировался на внешнем рынке. Есть вероятность возникновения дефицита бензина. Все определит дальнейшее развитие событий на финансовых рынках. То, что происходит, — это „эксперимент“, который недопустим в отношении товаров критического импорта. Можно ввести ограничения на поставку модельной обуви или сумочек Louis Vuitton, но вводить ограничения на закупку инфраструктурных товаров грозит потерей устойчивости всей национальной экономики», — заявил Рябцев.