Постановление о мерах по упорядочению государственного регулирования цен при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Как напомнили ИА REGNUM в пресс-службе правительства РФ, в 1995 г. субъекты Федерации были наделены правом государственного ценового регулирования пригородных пассажирских перевозок. Это создавало предпосылки для уклонения ряда регионов от выполнения функций по заключению соответствующего договора с пригородной пассажирской компанией, определению экономически обоснованного уровня тарифа на оказываемые компанией услуги, полной компенсации потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате установления тарифов для населения ниже экономически обоснованного уровня.

Для устранения этих недостатков, а также для создания условий для внедрения новых принципов организации, регулирования и финансирования пригородного железнодорожного сообщения, пригородные пассажирские перевозки исключены из перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Одновременно этот вид деятельности внесён в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации.

При этом сохраняется оговорка об обязательной компенсации за счёт средств соответствующего бюджета Российской Федерации возникающих в результате государственного ценового регулирования потерь в доходах пригородных перевозчиков. Компенсации должны подлежать именно потери в доходах пригородной пассажирской компании, рассчитываемые как разница между доходами, фактически полученными перевозчиком от перевозок по тарифам, установленным для расчётов с населением, и доходами, которые перевозчик получил бы в случае перевозки по экономически обоснованному тарифу. В состав экономически обоснованного уровня тарифов помимо экономически обоснованных затрат включаются целевая норма рентабельности деятельности перевозчика и инвестиционная составляющая, размеры которых определяются органом государственного регулирования субъекта Федерации с учётом одобренных регионом объёмов инвестиционных расходов перевозчика и уровня доступности перевозок для населения.

Таким образом, отметили в правительстве, компенсация потерь в доходах позволит перевозчикам формировать объём инвестиционных ресурсов, необходимый для реализации согласованной с регионами программы капитальных вложений. В то же время компенсация только возникающих в результате государственного ценового регулирования убытков (разница между фактическими доходами от перевозок и себестоимостью перевозок) не позволит перевозчикам аккумулировать необходимый объём инвестиционных ресурсов, позволяющий реализовать программы капитального ремонта и обновления задействованных при пригородных пассажирских перевозках основных фондов.