Постящиеся неразумно, тренирующиеся в «воздержаниях», неотличимых от «разгрузочных дней» — проигрывают

Сейчас Православные и Католические церкви, а значит — миллионы верующих, вошли во время многодневного поста накануне праздника Святой Пасхи. Зачем они это делают? Для многих внешних это порой кажется сегодня либо древним бессмысленным и вредным пережитком, либо полезной диетой «потому что древние были мудры». Итак, для чего христианам пост? Ортодоксия это школа. Так вероучение само себя позиционирует, так мы привыкли знать и считаться с этим. Что это школа, обучающая человека христианству в наиболее полном выражении — и теоретическом и практическом — научающая методам и правилам обретения святости, то есть хотя бы малого соответствия Учителю и святым Его. Поскольку люди в Церкви собраны разные, то и путей достижения Церковь предлагает множество, но во всех этих, несомненно разных путях, присутствуют объединяющие их всех навыки и тренировки, желательные для исполнения ради достижения духовного прогресса. Как то: участия в Таинствах, посещения регулярных богослужений, молитвенные правила. К ним же неотъемлемо относится пост.

Христиане постятся, чтобы испытать на себе то самое соответствие святости, которое от них ожидает Господь и требует Церковь. Сам срок, определенный в названии Великого поста («Четыредесятница») и его каноническая суровость, прямо отсылают к важному евангельскому событию — сорокадневному пребыванию Христа в пустыне. Во многом, руководствуясь этим примером, Церковь и сложила со временем практику совершения Поста. Священники учат, что пост вырабатывает привычку к одному из самых важных методов соответствия прославленным святым — воздержанию. Зачем же и для чего нужно воздержание, тут, к сожалению, единодушия в ответах мы не обнаружим. Ответы будут очень разниться, в основном, по уровню духовности, так как ни одного совершенно недуховного ответа быть, разумеется, не может. Многие скажут, что воздержание и есть сама цель, так как в рай попадают и в раю пребывают все воздержанные, ибо невоздержание довело Еву до греха. А за нею уж и Адама. Невоздержание — то есть отсутствие воздержания — в той или иной мере присутствует практически во всех смертных грехах, проще сказать, что это отсутствие дисциплины и самоконтроля, даже при наличии знания того, что человек совершает недоброе. Тут не о чем спорить.

Самоконтроль совершенно необходим человеку, подверженному большим количеством страстей, часто неугомонных, потому что человеческая природа больна или «падшая» и ей необходимы не только внешние барьеры, воздвигаемые социумом, но и внутренние, персональные, та самая дисциплина. На первый взгляд, все так и есть, про пост объяснено как надо, воздержание, стало быть, является не только средством, но в какой-то мере и целью, потому что если оно и средство, то оно неразрывно присутствует в цели, любой достигший цели остается уже навсегда воздержанным. В «чистой теории» все выглядит весьма убедительно. Но разум начинает претыкаться, едва пытается соотнести всю эту теорию с практикой. Во-первых, дисциплинировать себя на умеренность и несовершение откровенного зла гораздо проще в индивидуальном однообразном режиме без всяких объявленных акций, то есть, это вообще обычное содержание человеческой жизни — стараться держать себя в руках. Во-вторых, как ни оговаривайся про то, что самое центральное сокрыто и касается удержания помыслов, неосуждения и многих других очень-очень духовных вещей, а объявленной технической стороной поста является низкокалорийное питание, то есть, далеко не от самых лютых злодейств формально происходит воздержание. С тем же, если не большим успехом, можно объявлять было бы «неделю тишины», то есть акцию воздержания от всякого повышения тона на ближнего своего. Многие семьи пришли бы к миру в доме куда скорее. Воспитательный и дисциплинирующий эффект был бы гораздо выше.

Ответом на все это — а такие или подобные мысли иногда вяло проговариваются в виде «ропота» — обычно является фраза, что «так захотел Господь», чтобы мы делали, потому что «Он так делал» и «чтобы мы хоть раз в году не забывали о Боге», то есть объяснение скатывается в два — уже совершенно непохожих на прежние убедительные формулировки о воздержании — пункта: 1) мы не знаем почему, но Бог так велел, 2) если нас не заставлять, то мы вообще не будем. «Господь так хотел», относится, естественно, к сорокадневному посту Христа в пустыне. Первое, что сделал Господь перед своим выходом на проповедь — удалился в пустыню, где провел сорок дней в посте и молитве: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (Мф. 4; 1, 2). Но люди, не совсем понимая, или совсем даже не понимая, зачем Христос постился, стараются ритуально все это повторять на свой лад, справедливо подразумевая, что это делалось не без смысла. Однако в чем там был смысл, они могут рассказать только сбивчиво, начиная с дисциплины и кончая тем, что «так велено». Одним словом, все сводится к тому, что это делается, потому что Христос так делал, но не объяснил — зачем. Объяснения про воздержание и прочее, явно сталкивается с противоречиями — ну Христу зачем-то воздерживаться и от еды и от помыслов, раз Он был безгрешен? Здесь существует богословская коллизия, одновременное тихое, слабозаметное внешне существование двух вероучений, находящихся в откровенной вражде. Одно учит, что Христос и взаправду боролся, а другое, что делал вид. Интересно, что в радикальном выражении второе осуждено соборами, а первое осуждено, прямо как есть. Они до сих пор выясняют друг с другом отношения на форумах.

Но мы оставим их в покое и вернемся к смыслу Христова поста: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал…». Весь смысл виден в самом Евангелии и надо просто его правильно прочесть. Смысл поста — встретиться с дьяволом. Не аллегорически встретиться, не «в душе» встретиться, а лицом к лицу. Встретиться чтобы победить. Не случайно Христос сказал, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом», имея в виду духов злобы. И еще сказал: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?». Невозможно ни с кем бороться и его победить, если противник невидим и о нем нет никаких сведений. Совершенно бесполезно тыкать копием и вычитывать заклинания, как это выделывают на «отчитках», все впустую, если противник не обнаружен.

Смысл Христова поста был один и он прямо описан — истощить себя до состояния, когда тонкий мир человеку открывается и становится видимым. Вопрос веры или неверия в то, что такая техника открывает дверь в тонкий мир, что именно в состоянии истощения человека его грубая оболочка — «кожаные одежды» — перестает мешать видеть тонкий мир духов — это вопрос доверия легальным, то есть, истинным духовным практикам и получаемым от них результатам. Люди по-разному толкают эту дверь в невидимый мир — иногда грубо, ногами, иногда головой, безрассудно. Многие так и не выходят. Поэтому дальнейшее — победа или поражение — зависит от чистоты его души. Чистота эта не приобретается постом, она им проверяется. И чистотой совершается победа. Поэтому постящиеся неразумно, тренирующиеся в «воздержаниях», неотличимых от «разгрузочных дней» — проигрывают. И ничего не приобретают. Ни смысла того, что они делали, ни самой заявленной цели — воздержания.