С 10 марта 2015 года в Чувашии подорожает проезд в общественном городском транспорте. Цена разовой поездки в троллейбусе возрастёт на 1 рубль и составит 15 рублей, а в автомобильных перевозках стоимость будет зависеть от категории транспортного средства: в маршрутках цена возрастёт на 4 рубля, в автобусах останется на прежнем уровне. О нововведениях и причинах роста цен за проезд рассказала в интервью ИА REGNUM глава Государственной службы Чувашии по конкурентной политике и тарифам Альбина Егорова.

ИА REGNUM: Любое повышение тарифов хоть и ожидаемо, но всё равно является неприятной неожиданностью. Таковым стало и решение о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте, хотя в последний раз цены повышались в 2013 году.

Федеральным законодательством не установлен срок изменения тарифов на проезд, а также периодичность их пересмотра. Несмотря на регулярные обращения перевозчиков и инфляцию, два года нам удавалось сохранять рост цен на одном уровне, хотя во многих регионах их пересматривают ежегодно, а порой даже дважды в год. Но сейчас сдерживать их — значит ставить под угрозу работу пассажирских транспортных предприятий и транспортную инфраструктуру в целом. Нынешний рост цен — экономически обоснован, он обусловлен убыточностью действующих два года тарифов на перевозки пассажиров.

ИА REGNUM: То есть пассажирские перевозки при действующих ценах становятся невыгодными?

Да. За два года расходы у разных перевозчиков выросли по-разному. Анализ доходов и расходов перевозчиков — как частных, так и муниципальных, государственных — показал, что применение действующих тарифов может привести к увеличению убытков с рентабельностью от «минус» 8,4% до «минус» 26,2%. При регулировании тарифов применяется метод экономически обоснованных расходов, рост которых не может превышать уровень фактической и прогнозируемой инфляции. Напомню, что в 2014 году инфляция в Чувашии составила 10,9%, а по прогнозу социально-экономического развития России в 2015 году цены вырастут на 11,2% — то есть инфляция за два года может составить 24,4%. В этих условиях действующие цены на проезд подведут под банкротство транспортные предприятия.

ИА REGNUM: В этот раз повышение вызвало многочисленные вопросы и непонимание из-за привязки стоимости к категориям автомобильного транспорта. Люди запутались. Как всё-таки подорожает проезд?

Действительно, если говорить об автомобильных перевозках, то здесь стоимость будет зависеть от видов пассажирского транспортного средства, говоря языком транспортников — категорий М-2 и М-3. В обоих случаях это транспортное средство, где более 8 пассажирских мест, но отличаются они весом — в первом случае до 5 тонн, в другом — более 5 тонн. Если переводить это на более понятный язык, то к М-2 относятся «Газели» и все маршрутки (микроавтобусы), а к М-3 — автобусы «ПАЗ», «Богдан» и т.д. То есть мы разделяем по стоимости автомобильный транспорт на маршрутки и автобусы.

Что касается цен, то на автобусах (категория M-3) стоимость проезда не изменится: при использовании карты безналичной оплаты цена за билет составит также 15 рублей, покупка билета непосредственно в салоне транспорта обойдётся по-прежнему в 16 рублей. На маршрутках (категория М-2) стоимость проезда вырастет: билет подорожает на 3-4 рубля и будет стоить 19 и 20 рублей в зависимости от формы оплаты. Таким образом, у населения есть возможность выбора вида городского транспорта в зависимости от стоимости проезда.

Хотелось бы отметить, что аналогичный подход к установлению цен на проезд для категорий автобусов М-2 и М-3 применяется во многих регионах страны. В Поволжье, к примеру, подобный подход действует в Удмуртии, Саратовской и Ульяновской областях.

ИА REGNUM: Какова стоимость проезда по таким востребованным пригородным сообщениям, как «Чебоксары — Новочебоксарск» и «Чебоксары — Кугеси»?

На маршруте «Чебоксары — Новочебоксарск» (Новочебоксарск — Чебоксары) в зависимости от формы оплаты проезд на автобусах составит 18-19 рублей, на маршрутках — 22-23 рубля. На маршруте «Чебоксары — Кугеси» (Кугеси — Чебоксары), который относится к пригородным маршрутам, и стоимость проезда на котором могла вырасти более чем 2 раза, но в целях недопущения резкого удорожания платы за проезд утверждены тарифы за одну поездку в размерах 15-16 рублей на автобусах, 19-20 рублей — на маршрутках.

И сразу замечу, что тарифы на перевозки в пригородном и междугородном сообщениях не увеличены, а утверждены в их действующих размерах.

Разовая поездка в троллейбусе подорожает на 1 рубль и составит при безналичной оплате 14 рублей, при покупке в салоне — 15 рублей.

ИА REGNUM: Еще одно определение, с которым столкнулся простой потребитель, касается «фиксированных» тарифов. Что это значит?

Действующие с февраля 2013 года тарифы на перевозки пассажиров в пригородном и междугородном сообщениях утверждены максимально предельными и могли снижаться перевозчиками самостоятельно, исходя из востребованности маршрутов. Вновь утвержденные тарифы являются фиксированными, то есть перевозчики не имеют права не только их завышать, но и занижать, что позволит всем участникам данного рынка работать в равных ценовых условиях. Поэтому на отдельных маршрутах, где перевозчиками применялись тарифы ниже максимально предельных, произойдет повышение стоимости проезда.

Так, плата за проезд может повыситься на участке пригородных маршрутов от Привокзальной автостанции Чебоксар до Цивильска и до села Ишлеи, от Новосельской АС в Чебоксарах до деревни Москакасы, а также на маршрутах «Новочебоксарск — Марпосад», «Новочебоксарск — Спиртзавод (Марпосад)», «Алатырь — Алтышево», «Алатырь — Киря», «Алатырь — Ардатов», «Алатырь — Атрать». Также возможен рост стоимости проезда на междугородном внутриреспубликанском маршруте «Чебоксары — Канаш».

ИА REGNUM: Какова будет стоимость проездных?

Месячные проездные билеты на троллейбус подорожают на 50 рублей и их стоимость составят 700 рублей, исходя из роста тарифа на разовую поездку на 7,7%. Проездной на автобус останется на прежнем уровне — 750 рублей. Проездной на два вида транспорта в городском сообщении будет стоить 1050 рублей (рост на 50 рублей, или на 5% с учетом роста тарифа на троллейбус). Стоимость месячных проездных билетов в пригородном сообщении не увеличена. При этом, безусловно, сохранится порядок частичной компенсации расходов на проезд студентам и учащимся. Они приобретают проездной по стоимости общегражданского проездного билета, впоследствии им компенсируется часть стоимости из бюджета Чувашии. В городе учащимся школ компенсируют 450 рублей, или 64,3% от вновь утвержденной стоимости проездного билета (ныне — 69,2%), студентам — 390 рублей, или 55,7% стоимости вновь утверждаемого проездного билета (ныне — 60%).

ИА REGNUM: Какая ситуация с ценами на проезд в регионах Поволжья?

Утвержденные тарифы находятся в пределах действующих аналогичных показателей в регионах Приволжского федерального округа. Минимальный тариф за поездку в городском автобусе действует в Мордовии и в Пензенской области — в размере 13 рублей, максимальный — в Башкирии, он составляет 30 рублей. Минимальная плата за проезд в троллейбусах установлена в Оренбургской области — 11 рублей, максимальная — в Татарстане, Нижегородской и Самарской областях — 20 рублей.