На каком этапе сейчас находится переговорный процесс?

Новруз Мамедов: Вы и сами, наверное, прекрасно знаете, что на время проведения президентских выборов в обоих государствах переговорный процесс был приостановлен. Это обусловлено тем, что стороны пришли к неофициальному соглашению во время президентских выборов не проводить официальных переговоров, что могло бы быть использовано силами внутри стран - как некая реклама или антиреклама. Поэтому международные организации тоже приняли решение не интенсифицировать переговорный процесс. Из-за этого и образовался некий вакуум длиною в целый год. Хотя в определенных кругах и международных организациях процесс не останавливался. По этому поводу и сопредседатели Минской группы делали некоторые заявления. И сейчас после завершения президентских выборов создалась благоприятная ситуация для продолжения переговоров. И предстоящий визит сопредседателей в регион должен внести ясность в этот вопрос. И при встрече с руководством обеих стран они ознакомят их со своими новыми идеями. По моему мнению, эти встречи должны дать новый толчок переговорному процессу. Ситуация сейчас такова, что и руководители стран-сопредседателей Минской группы, и сами стороны склонны к скорейшему решению этого конфликта.

Но армянская сторона одним из условий переговорного процесса неоднократно ставила участие так называемой Нагорно-Карабахской республики (НКР) в переговорах.

Армянские политики уже не первый год жонглируют этими условиями. Факт, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, и что он оккупирован Арменией. А что касается сепаратистского режима Нагорного Карабаха - Азербайджан не намерен садиться с ними за один стол. Азербайджан ведет переговоры с Арменией, потому что она является страной, оккупировавшей нашу территорию, в результате чего Азербайджан потерял более 20% своей территории и получил более миллиона беженцев. Мог бы Нагорный Карабах без помощи Армении и других внешних сил совершить такую агрессию против Азербайджана? Конечно, нет! У них на это не хватило бы сил. А что касается армян Нагорного Карабаха, то они могут быть частью переговорного процесса, как и азербайджанская община Нагорного Карабаха. Это отражено и в мандате Минской группы ОБСЕ. И никаких переговоров с сепаратистами Нагорного Карабаха азербайджанская сторона проводить не собирается. Пусть это учтут и в Армении! У Азербайджана требование одно: признание его территориальной целостности вместе с его неотъемлемой частью - Нагорным Карабахом.

Последнее время СМИ чаще всего говорят об урегулировании конфликта путем федерализации Азербайджана...

Вы правы, в последнее время появились разговоры о применении "приднестровской" модели к Нагорному Карабаху. Все эти предположения далеки от реальности. Эти предположения в некоторых местных СМИ были раздуты во время визита первого заместителя министра иностранных дел РФ Вячеслава Трубникова, который якобы предложил руководству Азербайджана "приднестровскую" модель урегулирования. Этот подход - когда государство превращается из унитарного в федеративное - неприемлем для Азербайджана. Сегодня многие спекулируют на этот счет. Но все эти разговоры не соответствуют действительности. Каждый из имеющихся конфликтов уникален по своему характеру и другим параметрам, поэтому применение какой-то единой модели к их урегулированию невозможно. Позиция Баку по карабахскому конфликту остается неизменной: проблема должна быть решена на основе норм международного права, при соблюдении территориальной целостности Азербайджана. Совет Безопасности ООН принял на этот счет несколько резолюций, осуждающих оккупацию территорий Азербайджана и требующих вывода армянских вооруженных формирований. Мы придерживаемся только этой позиции, и никакие другие позиции для нас неприемлемы.

А что даст Азербайджану визит американского министра обороны Дональда Рамсфелда? Многие аналитики считают размещение баз США в Азербайджане после его визита делом времени...

Азербайджан как независимое государство проводит свою независимую политику. Миру тоже известно, что Азербайджан во многих вопросах занимает принципиальную позицию, исходя из своих интересов, и никогда не делал шагов, противоречащих его национальным интересам. И поэтому визит г-на Рамсфелда и обсуждение им вопросов с руководством нашей страны будет только в рамках интересов нашей страны. Мы проводим миролюбивую политику и не собираемся становиться угрозой для других стран. Но мы и не можем оставаться безразличными, когда наши соседи вооружаются. США - наш стратегический партнер, мы сотрудничаем с ними во многих областях, в том числе и в военной. Мы очень тесно сотрудничаем с США в антитеррористических операциях в Афганистане, Ираке и в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира". Визит Рамсфелда с этой стороны играет для нас немаловажную роль.

А что касается размещения американских баз в Азербайджане, то об этом лучше спросите политологов и экспертов - они-то могут жонглировать словами на эту тему сколько хотите. По моему мнению, это тема для политологических рассуждений. Азербайджан ведет образцовую внешнюю политику, его примеру могут последовать многие страны. И все наши шаги не рассчитаны на какие-то политические реверансы, а предпринимаются только ради интересов нашего государства. Однако нужно отметить, что у нас сложились хорошие, дружественные отношения и с США, и с Россией, и с Ираном, и с Турцией. И отходить от своих принципов мы не собираемся.

Но Николай Рябов, посол России в Азербайджане, не скрыл раздражения по поводу разговоров о появлении в скором времени американских баз...

Я повторяю, наша политика не заключается в том, чтобы делать шаги, противоречащие добрососедским, дружеским отношениям с Россией. И мнение некоторых политологов о скором появлении иностранных баз в Азербайджане не является официальной позицией властей страны. Я считаю появление иностранных баз в Азербайджане в скором времени нереальным вымыслом политологов. И я не стал бы строить какие-то предположения по поводу вопросов, обсуждаемых в ходе встреч Рамсфелда с руководством Азербайджана. Мне хочется еще раз отметить, что размещение в Азербайджане американских военных баз нереально.

Куда намерен совершить свой первый визит президент Азербайджана?

Я думаю, что в первые месяцы г-н президент намерен больше внимания уделить внутренним процессам в стране, завершению формирования своего кабинета, определению основного курса внутренней и внешней политики и другим проблемам. Правда, в декабре у него будет один визит в Швейцарию, на саммит по информационным технологиям под эгидой ООН. Что до официальных визитов - могу вам сказать, что г-н президент получал множество приглашений от глав различных государств. Думаю, часть из них может быть реализована в будущем году.