Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев: Масштаб кризиса станет понятен в марте

Впервые с 2009 года отрасль продемонстрировала снижение пассажиропотока

Москва, 25 февраля 2015, 13:37 — REGNUM  Как отразится экономический кризис на российском авиатранспортном секторе, можно будет сказать не раньше конца марта, уверен генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев. Однако уже сейчас понятно, что государство не обязано спасать отдельные авиакомпании, куда логичнее дать им обанкротиться, заявил он в интервью «Комсомольской правде».

Международные санкции, наложившиеся на продолжающийся экономический кризис, стали причиной тревожных тенденций в отечественной гражданской авиации. Впервые с 2009 года отрасль продемонстрировала снижение пассажиропотока. По данным Росавиации, этот показатель у авиакомпании «Трансаэро» упал на 3,8%, у S7 («Сибирь») — на 2,6%, а у «ЮТэйр» — сразу на 29,3%. Некоторые из 128 российских перевозчиков находятся буквально на пороге банкротства, и властям государства вскоре предстоит решить, кого из них спасать в первую очередь.

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, на протяжении шести лет возглавляющий крупнейшую отечественную авиакомпанию, предупреждает, что пока говорить о конкретных мерах по оказанию помощи слишком рано. «Масштабы кризиса мы поймем только по итогам зимнего сезона, который заканчивается в последнее воскресенье марта. Тогда увидим реальные убытки компаний. И можно будет понять, какие системные меры нужно принимать для всей отрасли, а не для отдельных компаний», — заявил он.

Необходимо отметить, что из девяти российских авиакомпаний, продемонстрировавших рост в последнее время, пять входят в Группу «Аэрофлот». При этом сам национальный перевозчик на волне кризиса смог увеличить свой пассажиропоток более чем на 14%. По мнению руководителя компании, авиатранспорту необходимо дать возможность нормально развиваться в условиях рыночной экономики. «Государство у нас не резиновое. Это не магазин, куда можно постоянно приходить и отовариваться. Принято считать, что компании, которые включены в список стратегических, — это те, у которых проблемы возникли из-за кризиса. Но в случае с некоторыми авиакомпаниями из списка это не так. Они годами обременяли себя долгами, закупали сколько угодно техники, принимали бизнес-планы, думая, что рынок будет расти вечно. Кризис лишь обострил эти проблемы. Почему сегодня государство должно платить за эти авантюристские проекты? — недоумевает гендиректор «Аэрофлота». — Сейчас говорят: правительство поможет всем. Объясните тогда, какой был смысл работать эффективно… Ведь государство все равно спасет, покроет твои ошибки за счет стабфонда. Если у нас рыночная экономика, тогда так не делается. На рынке нерентабельные компании банкротятся, их место занимают те, кто не потерял нюх».

По мнению авиационного топ-менеджера, негативных последствий в результате банкротства ряда компаний удастся избежать. Их пассажиров развезут более эффективные компании, а оставшиеся без работы квалифицированные специалисты легко найдут себе новое занятие. «К примеру, стюардессы могут работать в гостиничном бизнесе, из них получаются отличные няни. Любого авиаинженера с руками оторвут в любой автомастерской. Здесь проблемы нет», — уверен Виталий Савельев.

Хорошим примером выживания в сложных условиях, по его словам, является стратегия американских авиаперевозчиков, столкнувшихся с серьезными трудностями после терактов 2001 года в США. Тогда спрос на авиабилеты резко упал, и компании смогли договориться о прекращении полетов 25−30% своих воздушных судов. В результате сократились траты и увеличилась загрузка бортов, благодаря чему все перевозчики смогли успешно пережить тяжелые времена.

Еще один способ минимизации негативных последствий — разрешение передачи российских самолетов с экипажами в аренду иностранным компаниям или «мокрый лизинг». «Наши пилоты по закону могут работать за границей. Но я не могу передать самолет с экипажем в аренду иностранной компании. Почему? — спрашивает Виталий Савельев. — Мы должны быть гибкими. Не хватает у нас пилотов — набираем из-за границы. Спад на рынке — отдаем самолеты с экипажем иностранцам. Мы должны иметь возможность это делать быстро, а не ждать, когда законопроекты пройдут определенное количество кругов в Госдуме».

Также гендиректор «Аэрофлота» затронул вопрос снижения цены на билеты, сразу предупредив, что таких планов у его компании нет. В настоящее время «Аэрофлот» перевозит 21% пассажиров российского рынка и держит цену билетов на уровне ведущих европейских перевозчиков.

«Сейчас загрузка кресел в Аэрофлоте — 78,9%. По этому показателю наша компания — восьмая в Европе. Но когда я пришел в 2009 году, загрузка была всего 62%. Чтобы вы понимали, 1% загрузки — это 2 млрд. рублей дохода. Почему я должен снижать цены? У меня на каждом направлении от 4 до 7 конкурентов при такой загрузке. Не летайте мной, тогда я буду снижать стоимость. Если все равно не устраивают цены, идите в правительство. У государства контрольный пакет акций, оно может выкупить остальные 49% и сделать аналог естественной монополии, дотировать билеты, тратить кучу денег. Но это будет уже не рынок», — подытожил Виталий Савельев.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.05.17
Российские эндокринологи поставили под угрозу жизни тысяч больных?
NB!
26.05.17
Директор ФБР пал жертвой собственных интриг
NB!
26.05.17
Как Петр I защитил Россию одним Кроншлотом
NB!
26.05.17
Наглость Троцкого, давшая старт иностранной интервенции в Россию
NB!
26.05.17
Рынок недвижимости Украины достиг дна. Раздастся ли стук снизу?
NB!
26.05.17
Новая трасса Москва – Петербург: путь через войну с экологами
NB!
26.05.17
ВМФ России получит первый вертолётоносец в 2022 году: нужен ли он?
NB!
26.05.17
Чем Порошенко не угодили соцсети и бухгалтеры?
NB!
26.05.17
Венесуэльская оппозиция отправляется «агитировать деревню»
NB!
26.05.17
«Франко хотел с помощью нацистов создать испанскую атомную бомбу»
NB!
25.05.17
Болгария обиделась на слова Путина о происхождении славянской письменности
NB!
25.05.17
Почетный коррупционер Нижнего Новгорода?
NB!
25.05.17
Жизнь во взорванном доме: через 22 года СКР возбудил уголовное дело
NB!
25.05.17
Мэр столицы Молдавии задержан по обвинению в коррупции
NB!
25.05.17
Россельхознадзор обнаружил в белорусском молоке лекарство от сифилиса
NB!
25.05.17
У нижегородцев все меньше шансов дожить до получения льгот на капремонт
NB!
25.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 25 мая
NB!
25.05.17
ВПК России — в прицеле приватизации
NB!
25.05.17
Нижегородская область «со скрипом» реализует стратегию развития за $500 тыс
NB!
25.05.17
Повышение МРОТ: хорошо для населения, губительно для экономики?
NB!
25.05.17
«Для многих стран главный враг – Россия»
NB!
25.05.17
В Севастополе снова изымают землю: теперь под аэропорт «Бельбек»