Данияр Ашимбаев о самоубийстве Рахата Алиева: В конце пути у него просто не осталось иного выхода
Казахстан, 24 февраля, 2015, 15:30 — ИА Регнум. «Рахат Алиев потерял свои позиции в стране во многом благодаря своим амбициям и неумению находить общий язык с другими людьми», — главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM новость о самоубийстве бывшего посла Казахстана в Австрии и бывшего зятя президента Назарбаева Рахата Алиева.
Рахат Алиев — фигура для казахстанской политики более чем противоречивая. Хотя вполне соответствовавшая духу 90-х и 2000-х годов, который царил в Казахстане еще относительно недавно. Этот человек, безусловно, сыграл свою роль. Но его амбиции оказались не подкреплены не только соответствующим ресурсом, но и вызвали отторжение всего остального истеблишмента страны.
Понятно, что хорошего про него будут говорить мало. Его путь был покрыт и кровавыми слезами, и неблаговидными делами. С другой стороны, можно только выразить соболезнования родственникам, в первую очередь, его детям.
В середине 90-х, когда надо было создать противовес нарождающемуся финансовому олигархату, Рахат Алиев сыграл эту роль. Он приложил руку к созданию финансовой полиции, которая до сих пор функционирует. Но, вместе с тем, жизнь его последних лет была чередой сплошных неудач. Его политические, медийные и бизнес-проекты во многом потерпели поражение. В итоге он остался на очень узком поле. Алиев потерял позиции в стране во многом благодаря своим амбициям и неумению находить общий язык с другими людьми. Та ниша, в которой он оказался в последние годы, вынуждала его идти на фактический союз со своими традиционными противниками, которые во многом стали определять его фактическую деятельность в последние годы. Речь, в первую очередь, идет о Мухтаре Аблязове. Политическая маргинализация, смерть отца, который значил для него очень много, привела к тому, то в конце пути у Алиева просто не осталось иного выхода. Либо дальнейшее падение и тюремное заключение, либо тот выбор, который он сделал. В любом случае, можно только пожалеть о той жизни, которую ему не удалось прожить.
Президентом Рахат Алиев точно бы не стал. Сторонников у него практически не осталось, а его пребывание в оппозиции вызывало оторопь даже у его «коллег по цеху». В целом же смерть Алиева никак не повлияет на число противников главы государства. Именно противников, а не оппонентов. По сути, большинство тех, кто выступает против Нурсултана Назарбаева, не столько его политические оппоненты, сколько те, кто хотел бы находиться в его кресле, проводя тот же курс, который они критикуют сейчас.
Что же касается Алиева, то у него было большое количество компрометирующих материалов на казахстанских политических деятелей. Одно время даже публиковались пресловутые прослушки. С другой стороны, ни финансово, ни медийно Алиев в последнее время из себя ничего не представлял. Его ближайшие соратники старались от него дистанцироваться или просто сбежать.