Во вторник, 17 февраля, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с главами зарубежных дипломатических миссий, аккредитованных в Казахстане. Он напомнил дипломатам, что в декабре 2010 года на Саммите ОБСЕ в Астане страны-участницы поддержали идею нашей страны о создании общего евроатлантического и евразийского сообщества безопасности.

«Сегодня этот подход к обеспечению безопасности более чем востребован, — сказал президент. — В свете вызовов и угроз ХХI века мы предлагаем приступить к разработке концептуально нового договора по аналогии с Хельсинкским актом 1975 года. Он должен предусматривать создание новой системы безопасности на основе взаимных интересов и практическую реализацию принципов Астанинской декларации ОБСЕ».

Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что наиболее эффективным путем обеспечения безопасности является тесное экономическое сотрудничество государств. "Сегодня взаимные экономические санкции Запада и России усугубляют и без того сложную ситуацию в мировой экономике, ухудшают положение стран и народов, — подчеркнул он. — И Казахстан, как член мирового сообщества, не является исключением. В этом плане важно, что принятая в Минске 12 февраля декларация предусматривает «приверженность идее создания общего экономического пространства от Атлантики до Тихого океана». Со своей стороны, Казахстан привержен курсу на расширение внешнеэкономических связей и региональную интеграцию, — сказал президент Казахстана.

Глава государства также напомнил о вступившем в силу Договоре о создании Евразийского экономического союза. «Особо отмечу, что в основу ЕАЭС заложены принципы уважения суверенитета, экономического прагматизма, равноправия и открытости, без чего не может существовать ни одно объединение. О привлекательности союза говорит то, что уже десятки стран проявили интерес к созданию зон свободной торговли с ЕАЭС», — сказал Нурсултан Назарбаев.

Корреспондент ИА REGNUM попросил рассказать о роли ЕАЭС в обеспечении глобальной экономической безопасности Дарию Мухамеджанову, кандидата экономических наук, главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, об основных тенденциях в геоэкономике.

Можно выделить три важных аспекта. Первый. Мир становится многополярным, то есть появляются силы, способные противопоставить себя Соединенным Штатам, которые еще совсем недавно были единственной сверхдержавой. Второй. Геополитические процессы все более подвержены влиянию геоэкономических тенденций. И третий. Основным объектом конкуренции в многополярном мире становится пространство.

Причем пространство не только в привычном понимании этого слова. Речь идет, во-первых, о политическом пространстве. Борьба за него сопровождается политическими территориальными конфликтами. Во-вторых, пространство идеологическое. Здесь происходит борьба идеологии социума и идеологии рынка. И третье пространство — экономическое. Здесь происходит борьба за экономическое влияние и изменение границ этого влияния.

Все ключевые геоэкономические тенденции, которые сегодня имеют место в мире, они происходят на Евразийском континенте. И Евразийский экономический союз находится в центре этих геоэкономических трансформаций.

ИА REGNUM: Вы говорили о том, что мир все еще ощущает последствия экономического кризиса 2007 года и что они будут заметны до 2040-2050-х годов. Расскажите, пожалуйста, в чем это проявляется?

Это проблема экономического роста, проблемы территориальных конфликтов, снижение товарооборота и производительности труда, повышение уровня бедности. В основном это касается стран с развитой экономикой. Например, доля ВВП США в мировом ВВП упала ниже 20 процентов. При этом доля в мировом внешнем долге стремится к 30 процентам. В Европе тоже много проблем. Все они влияют на устойчивое экономическое развитие. И этот глобальный кризис пока никак не разрешился.

ИА REGNUM: Как отмечено ранее, глобальный тренд сегодня — это переход от однополярного мира к многополярному. Объясните, как это происходит

Дело в том, что раньше противостояли друг другу государства, а сейчас — союзы, объединения. К примеру, на том берегу Атлантики созданы НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), у нас — ЕАЭС, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), БРИКС (объединение стран с самой быстроразвивающейся экономикой — Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Иными словами, формируются региональные союзы, которые становятся самостоятельными субъектами экономического развития.

Я думаю, что перспективы ЕАЭС более благоприятны, чем перспективы пространства Евроатлантического. Страны союза участвуют также в ШОС и БРИКС. Пространство ШОС, БРИКС и ЕАЭС — это новое георегиональное экономическое пространство (назовем его G12), которое может составить конкуренцию пространству Евроатлантическому. В том числе пространству, которое создается семеркой наиболее развитых стран, — это группа G7.

Для сравнения приведу несколько цифр. С 2000 по 2013 год доля стран пространства G12 в мировом ВВП выросла на 12%, а G7 показали снижение на 17%. В мировом товарообороте Евразийско-Азиатское пространство выросло на 10%, а пространство G7 просело на 13,8%.

Кроме того, развивающиеся страны больше нуждаются в сырьевых ресурсах, нежели развитые. Так что ЕАЭС выгодно импортировать сырье на восток. Также будем иметь в виду инфраструктурные возможности развития этого пространства.

Учитывая, что геоэкономическая ситуация в Евразии характеризуется снижением экономического веса ЕС, усилением политического присутствия США и НАТО, усилением азиатского вектора в политике США и Евразии, Евразийско-Азиатское экономическое пространство является стратегически важным для ЕАЭС, то есть для нас, и по ряду направлений может составить альтернативу Евро-Атлантическому пространству, с которым активно сотрудничают наши страны. Я полагаю, что ввиду экономической ситуации необходимо пересмотреть сегодня наши экономические интересы в сторону Евразийско-Азиатского направления, в том числе это касается пространства СНГ и Центральной Азии.

ИА REGNUM: Почему создание ЕАЭС Вы считаете выгодным для наших стран?

Мы, прежде всего, должны защитить свою экономику, потому что мы неконкурентоспособны в мировом пространстве. Казахстанская, российская, белорусская экономики неконкурентоспособны по ряду параметров, за исключением разве что сырьевого фактора. А сейчас, когда вступил в силу Евразийский союз, мы, с одной стороны, расширяем рынок сбыта, с другой же, охраняем себя от внешних товаров. Потому что мы должны сохранить национальное производство, обеспечить работой своих людей, поднять экономику.

ИА REGNUM: А как мы можем заявить о себе на мировом рынке?

Мы уже заявляем. Прежде всего, ресурсами, если говорить о ЕАЭС. Если же человеческие ресурсы, за них тоже на мировом рынке идет борьба. Хотя, конечно, тут есть и обратная сторона: много людей — это масса социально-экономических сложностей.

ИА REGNUM: Со вступлением в силу ЕАЭС казахстанские предприниматели выражают обеспокоенность: рубль упал, и россияне теперь предлагают продукцию намного дешевле казахстанской. Как вы можете прокомментировать недовольство бизнеса в Казахстане?

Казахстан хочет стать конкурентоспособным государством, хочет войти в тридцатку сильнейших в плане экономики стран. Но это невозможно без развития производства. Нам сейчас нужно постараться быть конкурентоспособными хотя бы на рынке ЕАЭС, это уже для нас большой плюс. На мировой рынок выйти наши производители в большинстве своем пока не могут. Поэтому и введены эти границы для трех государств, чтобы у нас сохранялось национальное производство и развивался, прежде всего, агропромышленный комплекс. На решение этих задач направлено и множество государственных программ. Я думаю, у нас это должно получиться, потому что государство это поддерживает.

ИА REGNUM: Каким странам было бы выгодно присоединиться к нам в ближайшие годы?

Киргизия и Армения уже начали процесс, как известно. А в перспективе могут и другие государства СНГ проявить интерес, потому что у нас схожая экономика, схожие проблемы.

ИА REGNUM: Какие еще базовые тренды можно отметить в геоэкономике?

Центры деловой активности и экономического влияния перемещаются из Европы в Азию. Здесь концентрируются центры экономического роста и динамики, товарно-инвестиционные потоки формируются сегодня тоже в этом регионе. Кроме того, именно в Азии проживает больше всего людей. Плотность населения здесь в пять раз выше, чем в экономически развитых странах.

Еще одна тенденция — это возрастание сырьевых ресурсов как объекта глобальной конкуренции. Соответственно, будет возрастать значение тех регионов, которые располагают ресурсами, речь не только о полезных ископаемых, но и о человеческих и инфраструктурных ресурсах.

Также отмечу доминирование региональных проблем над национальными. Национальные государства в одиночку не могут конкурировать в многополярном мире.

Справка ИА REGNUM:

МУХАМЕДЖАНОВА Дария Шаужановна

Окончила с отличием Алма-Атинский Институт народного хозяйства, кафедра «Планирования народного хозяйства». Кандидат экономических наук. Научная специализация: управление НТП, теория и практика государственного регулирования экономики, проблемы межотраслевого и межрегионального взаимодействия, анализ и прогнозирование мировой экономической динамики.

1981-1985 — аспирант Алма-Атинского Института народного хозяйства;

1985-1987 — старший научный сотрудник Казахского филиала Всесоюзного НИИ экономики кооперативной торговли, Алма-Ата;

1987-1992 — старший научный сотрудник Института экономики Академии наук Казахстана;

1992 — стажировка в Корейском Институте развития в Сеуле;

1992-1993 — старший научный сотрудник Центра внешней экономики Академии наук Казахстана;

1993-1995 — финансовый менеджер Комитета по анализу инвестиционных проектов и портфеля ценных бумаг АО «ИПФ Металлинвест»;

1996-1999 — специалист по контролю и расходованию средств бюджета в региональном финансовом отделе Американского Агентства по Международному развитию при посольстве США в Казахстане (ЮСАИД);

2007-2009 — эксперт, и.о. руководителя Центра мировой экономики Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента республики Казахстан.

С 2009 г. работает в Казахстанском институте стратегических исследований при президенте в отделе экономических исследований.

Сфера научных интересов: исследование экономических тенденций глобализации и регионализации, а также проблем и перспектив внешнеэкономического сотрудничества Казахстана в рамках евразийского интеграционного пространства.

Является автором монографий: «Казахстан и международные интеграционные процессы». — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011; «Мировые интеграционные объединения и Казахстан: сотрудничество в условиях регионализации».- Алматы: КИСИ при президенте республики Казахстан, 2013. Имеет более 70 публикаций в отечественных и зарубежных журналах, а также сборниках и коллективных монографиях КИСИ.