В январе 2015 года Норвегия экспортировала сырой нефти на общую сумму 13,2 миллиарда норвежских крон (1,716 миллиарда долларов США). Это почти вполовину меньше, чем за аналогичный период прошлого года — тогда в стоимостном выражении показатель достигал отметки 29,1 миллиарда норвежских крон (3,86 миллиарда долларов США). Такие данные приводит статистическая служба Норвегии, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 20 февраля.

Результат января 2015-го — самая низкая стоимость экспорта норвежской сырой нефти за последние 14 лет. Причина этому, отмечает статистическая служба Норвегии, — падение цен на нефть почти наполовину: с 671 норвежской кроны в январе 2014-го до 371 год спустя. В количественном измерении Норвегия экспортировала 35,5 миллиона баррелей сырой нефти — на 7,9 миллиона меньше, чем годом ранее. Плохая погода на континентальном шельфе стала главной причиной низких объемов добычи углеводородов.

Экспорт природного газа в январе 2015 года снизился на 2% по сравнению с первым месяцем 2014-го, его общая стоимость составила 24,1 миллиарда норвежских крон. 9,7 миллиарда кубометров газа — почти на 5% больше, чем годом ранее — было экспортировано в прошлом месяце.

«В Норвегии очень сложная, десятилетиями формирующаяся система, позволяющая издержки изменения цены на нефть и газ компенсировать через нефтяной фонд и фонд национального благосостояния», — комментирует ситуацию доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич. Норвежская система управления финансами предполагает, что доходы от нефти и газа аккумулируются сначала в государственном бюджете, а потом через систему институтов используются для приобретения самых надежных в мире акций, государственных облигаций, а также вкладываются в лучшие, наиболее устойчивые мировые валюты, пояснил профессор. Из нефтегазовых доходов создается такая корзина вложений, чтобы в случае колебания или падения одной из валют или группы акций другие бы показывали рост. «Сделано все таким образом, чтобы при любом положении мировой экономики, если кто-то тонет, кто-то — остается на плаву. В этом смысле норвежская система очень сбалансирована. Каждый доллар, заработанный на нефти и газе, не лежать должен где-то под подушкой, а работать и приносить еще доллары, чтобы в случае, когда нефть и газ закончатся, система уже функционировала без энергетического первоисточника», — прокомментировал Николай Межевич.