Киевская хунта продолжает бороться с инакомыслием и позитивными образами нормальных людей в художественных произведениях, не забывая при этом декларировать приверженность мифическим «европейским ценностям». Толерантность и свобода слова на Украине после государственного переворота в феврале 2014 года на практике означает преследование инакомыслящих и репрессии, запреты на доступ к СМИ с альтернативной трактовкой событий и даже на домашний просмотр художественных фильмов, в которых цензоры постсоветской республики усмотрели крамолу. В списках запрещённых для украинцев кинофильмов значится и продукция белорусских авторов. О своём отношении к таким явлениям в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал заслуженный деятель культуры Белоруссии, председатель Союза писателей Белоруссии и член Союза кинематографистов Белоруссии, воин-интернационалист и лауреат ряда международных литературных премий Николай Чергинец.

ИА REGNUM: Госкино Украины опубликовало перечень художественных фильмов производства России и Белоруссии, которые запрещены к показу на территории Украины. Среди них есть и кинофильм «Майор Ветров», автором сценария которого Вы являетесь.

Да.

ИА REGNUM: Что же такого содержится в сценарии и кинофильме, из-за чего «Майор Ветров» запрещён к публичному показу и даже частному просмотру на Украине?

Наверное, там этот «Правый сектор» вошел не только в голову, но во все части тела руководителей этой страны. Что такого в сценарии? Это фильм об элементарной порядочности нормального любого офицера любой страны, который должен исполнять то, что ему положено и делать это честно, с ответственность перед Родиной, перед своим народом. Ничего там нет унизительного для Украины, за исключением бандеровцев, душманов и террористов. В фильме рассказывается о герое армии, нормальном человеке.

Я слышал об этом запрете и подумал: А что же им тогда надо? Наверное, какой-нибудь секс в рамках западных стандартов — с разрешенными однополыми браками и т.п. Такой надо сделать фильм для них, чтобы они удовлетворились? Им нужен, наверное, какой-то свой, особый фильм. Может быть, про Дебальцево стоит снять — о том, как не выпускали детей и женщин их командиры и начальники.

ИА REGNUM: На сайте «Беларусьфильма» ничего не сказано ни о бандеровцах, ни об украинцах. И среди рецензий на «Майора Ветрова» ничего подобного нет. В чём же дело?

В фильме рассказывается о борьбе с международным терроризмом. Этот фильм приобрели 19 стран, в т.ч. Япония, и фильм переведён на японский язык. Фильм о борьбе с международным терроризмом, о необходимости борьбы с этим злом. В фильме показаны солдаты и офицеры, которые борются с распространением наркомании и терроризма. Никаких намёков на Украину, Белоруссию, Россию там нет. Ясно, что русские люди воюют за правое дело. Русские — я имею в виду и белорусов, и россиян.

Что тут говорить, если уже заявлено об освобождении украинцами Овенцима — польский министр Схетына сказал, или председатель правительства Украины Яценюк заявил о том, что СССР напал на Украину и Германию? О чём можно с такими людьми разговаривать? Мой отец принимал участие в освобождении Освенцима и без ноги вернулся — с одной ногой пришел с войны, пробитой в двух местах.

ИА REGNUM: Ваш отец воевал на Первом Украинском фронте?

Да.

ИА REGNUM: Коль скоро Вы перешли к теме Великой Отечественной войны, то есть у нас к Вам вопрос: как в Белоруссии относятся к тому, что министерство образования и науки Украины разослало по украинским вузам инструктаж о праздновании 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Учреждениям образования Украины предписано отказаться от термина «Великая Отечественная война». Ещё ранее, в апреле 2014 года Госкомтелерадио Украины опубликовало аналогичные рекомендации. Теперь «новые власти» Украины предлагают праздновать не День Победы, а «Дни памяти и примирения» и «70-летие завершения войны в Европе».

Это же бред. Дают звезду «героя» своим нарождающимся лидерам, Степану Бандере, делают всякие заявления. От чего же их освобождали, если они не были свободны до войны? Выходит, не было у них ни Тараса Шевченко, ни Тараса Бульбы. Скоро Польша договорится до того, что сама строила эти лагеря смерти, и эти туда же — мелют сами не понимая что.

Есть у нас украинский поэт Юрий Полисский — украинский поэт, я вам сейчас по памяти процитирую его мнение об итогах Великой Отечественной войны [читает стихотворение автора «Украина» — «Я из века двадцатого родом, из Победы в Великой войне…»]. Есть у него и такие строки: «Что досталось родителям нашим? Дом отстроить, сожженный дотла. Жизнь наладить, пускай и не краше, но хотя бы такой, как была». А сейчас родителям ещё досталось — оказывается, они «нелюди» были, «не с теми сражались» — им надо было якобы сражаться на стороне Бандеры и фашистов, которые жгли эту Украину и убивали людей тысячами — и украинцев, и евреев, всех! Мы сейчас наблюдаем попытку изменить трактовку истории и добиться целей, которые противоречат не только интересам народа, но и здравому смыслу.

ИА REGNUM: Как же в таких условиях России и Белоруссии сотрудничать в гуманитарной сфере с Украиной под «новым руководством», если, как выясняется, такие разные взгляды на нашу общую историю?

Наша позиция ясна: мы считаем украинский народ славянским, братским, но среди которого, как и среди всех народов, есть люди иных взглядов. Но такие моральные принципы, как уважение к человеку, выше их измышлений. Придёт время, и очухаются нормальные люди на Украине, и поставят на место зарвавшихся. Через какое время это произойдёт — трудно сказать, особенно после обещаний США дать им новое оружие. Американцам это выгодно — лишь бы воевала Европа, и в США будет покой, будет накопление богатства со всего мира.

Нам же — Белоруссии и России, надо просто держать свою линию, помогая друг другу, если понадобится. Мы создали Союз писателей Союзного государства. На ближайшем пленуме мы обсудим вопрос об укреплении доверия между народами, и скажем своё слов в защиту тех людей на Украине, которые сегодня страдают.