В России прекращено уголовное дело в отношении экс-гендиректора российской компании ОАО «Уралкалий» Владислава Баумгертнера. Об этом 20 февраля на пресс-конференции в Миснке заявил генеральный прокурор Белоруссии Александр Конюк, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Конюк рассказал журналистам об итогах оптимизации органов прокуратуры, результатах деятельности в 2014 году и основных направлениях работы в 2015 году. Среди наиболее резонансных уголовных дел, находившихся на контроле генпрокурора, было т.н. «калийное дело» или «дело Баумгертнера», главным фигурантом которого был гендиректор российской компании ОАО «Уралкалий» Владислав Баумгертнера (в связи со сменой собственников компании лишившийся своего поста).

По словам Конюка, заведённое в России по требованию официального Минска уголовное дело в отношении российского бизнесмена прекращено. При этом генпрокурор Белоруссии отметил, что «прекращение этого уголовного дела не означает, что нельзя заявлять иски о возмещении ущерба». Конюк указал также на возможность дальнейшего судебного преследования экс-гендиректора «Уралкалия» через механизм подачи гражданских исков. Напомним, официальный Минск отказался от идеи предъявлять иск к Баумгертнеру от государства, хотя пострадавшей стороной заявлялась не только белорусская госкомпания «Беларуськалий», но и белорусское государство и даже весь белорусский народ.

Конюк сообщил также, что в ближайшее время намерен обсудить с Генпрокуратурой РФ вопрос о возмещении белоруской стороне ущерба, нанесённого Баумгертнером. Напомним, в ноябре 2014 года Конюк заявил, что сумма ущерба по «делу Баумгертнера» заявлена в гражданских исках с белорусской стороны в объёме $100 млн.

Напомним, «Калийный скандал» («калийная война») имел ярко выраженный политический характер, однако причина конфликта была именно экономической. В дальнейшем Александр Лукашенко приложил немало усилий, чтобы политизировать процесс и вывести его на уровень не суда, а правительств и президентов, что дало повод прокремлёвским политологам сравнить руководителя постсоветской республики с сомалийскими пиратами, требующими выкуп за головы заложников.

Формальным поводом для начала конфликта стало заявление гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера 30 июля 2013 года об отказе российской компании продавать свою продукцию совместно с «Беларуськалием» через ЗАО «Белорусская калийная компания». Баумгертнера и высокопоставленных российских чиновников лично председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович пригласил на переговоры в Минск. После состоявшихся 26 августа 2013 года в Совмине РБ переговоров Баумгертнер был схвачен в минском аэропорту и доставлен в СИЗО КГБ. Баумгертнера как председателя наблюдательного совета БКК обвинили в нанесении ущерба Республике Беларусь и содействии одному из акционеров «Уралкалия» Сулейману Керимову в попытке «рейдерского захвата» партнёра по БКК — «Беларуськалия», 100% акций которого находятся в госсобственности и, в отличие от «Уралкалия», нигде не торгуются.

Такой оборот событий привёл к тому, что БКК, до развала картеля контролировавшая около 43% мирового рынка калийных удобрений, стала эксклюзивным трейдером «Беларуськалия» и остаётся им до сих пор. Солигорский калийный комбинат столкнулся с проблемой сбыта своей продукции, т.к. БКК покинули российские специалисты, отвечавшие за экспорт продукции обоих производителей. Гендиректор БКК Валерий Иванов, подписывавший документы, в отличие от Баумгертнера, получил повышение и был назначен замглавы Администрации президента Белоруссии, а затем — руководителем «Белкоопсоюза».

Власти Белоруссии в ходе необъявленной войны бросили против частной российской компании все средства — от заявлений Лукашенко о банкротстве «Уралкалия» с поручением распространить компромат на Лондонской и Московской биржах, отправки спецгруппы пропагандистов в Березники на поиск недовольных менеджерами «Уралкалия», до объявления в розыск по линии Интерпола менеджеров «Уралкалия» (сам Интерпол опроверг это заявление госСМИ РБ) и, как проинформировали независимые СМИ, попыток похищения «разыскиваемых» спецслужбами Белоруссии в России.

Находившийся в заключении Баумгертнер был демонстративно переизбран на очередной срок гендиректором «Уралкалия». По требованию официального Минска в РФ было возбуждено уголовное дело в отношении Баумгертнера, и 22 ноября его экстрадировали с заключением в московское СИЗО, а затем освободили под подписку. В декабре сменились собственники «Уралкалия» — с 24 декабря 2013 года гендиректором российской компании стал Дмитрий Осипов, однако о намерении вернуться к сбыту своей продукции через БКК ни новый гендиректор, но новые собственники («УралХим» и «Онэксим») не заявляли.

Среди последствий «калийного скандала» — не только финансовые потери госбюджета РБ, но и уничтожение репутации правительства Белоруссии. Мишенью Лукашенко в «калийной войне» был вовсе не Баумгертнер, уверены эксперты, а один из акционеров «Уралкалия» Сулейман Керимов, которого весной 2013 года так тепло принял белорусский руководитель, заверив в намерении цивилизованно решить проблемы сотрудничества в калийной сфере. Политическое измерение «калийного скандала» существенно осложнило не только отношения между Минском и Москвой, но и отношения хозяйствующих субъектов: представители российского бизнеса неоднократно заявляли, что после таких «переговоров», как с Баумгертнером, они откровенно боятся ездить в Белоруссию.