В Литве зарегистрирован законопроект, который предусматривает изменения регулирования молочного рынка и наценок. Помимо этого, предлагается до 10% ограничить наценки на молочные продукты, а также регулировать закупочные цены на молоко, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 20 февраля.

Главный экономист литовского отделения шведского банка Swedbank Нериюс Мачюлис в эфире радиостанции Žinių radijas заявил, что некоторые признаки указывают на то, что законы рынка в некоторых секторах производства и поставки продуктов питания работают неэффективно, механизмы саморегуляции не обеспечивают достаточный уровень конкуренции и прозрачное ценообразование.

«Определенное вмешательство государства в регулирование этих отношений может допускаться и может принести пользу, несмотря на то, что это не монопольный сектор. Отчасти это так называемый монопсонный сектор, когда, скажем, мало скупщиков молока или участников сектора розничной торговли, и у них есть большая переговорная сила. Между тем мелкий фермер, поставляющий молоко, должен смириться с ценой, которую ему предлагают, даже в том случае, когда цена меньше себестоимости. Конечно, на таком рынке нет гибкости, поскольку фермеры, когда резко падает цена, не могут изменить направление своей деятельности. Так что, определенные механизмы контроля или регулирования нужны, и они могут принести пользу», — считает экономист.

По словам Мачюлиса, самая большая проблема связана с регулированием наценок, поскольку это не очень распространенная практика в рыночной экономике.

«Даже если установить наценку 10% на продукты питания, это не значит, что за счет этого выиграют потребители. Могут появиться другие, дополнительные налоги, которые поднимут стоимость продукции, поставляемой производителем. Какой-нибудь налог на полку или рекламу также увеличит расходы, чтобы производитель был вынужден поднимать цену. Поэтому для потребителей продукция не подешевеет. Очень сложно придумать такие законы, которые обеспечили бы, чтобы ни в одном звене производства — ни фермер, ни переработчик молока, ни розничный продавец или оптовый сектор не заработали бы сверхприбыль. Так что, лучший механизм, обеспечивающий самые низкие цены, — это конкуренция. Если очень сильно регулировать рынок, в определенном смысле создаются барьеры для попадания на рынок новых участников. Таким образом мы оказали бы сами себе медвежью услугу, не впуская новых участников рынка, которые могли бы снизить цены», — заключил Мачюлис.