Эксперты выступили против открытия латвийского рынка междугородних перевозок

Рига, 20 февраля 2015, 12:31 — REGNUM  На портале общественных инициатив manabalss.lv жителям Латвии предлагается проголосовать за открытие рынка междугородних перевозчиков. По мнению авторов идеи, компании Lux Express, либерализация рынка даст пассажирам свободу выбора — на автобусе какой фирмы добираться из одного города в другой. Однако, по мнению представителя Автотранспортной дирекции Латвии Эганса Алерса, высказанному им в в интервью программе «Латвийского Радио-4» «День за днем», сегодня открытый рынок будет невыгоден ни государству, ни пассажирам.

«В Латвии транспортные перевозки в целом — дотационные. У нас есть несколько рентабельных маршрутов с большим пассажиропотоком, к примеру — Рига-Бауска. Каждый рентабельный маршрут частично покрывает издержки убыточных направлений. Если же отдать маршруты свободному рынку, то предприниматели поделят между собой рентабельные направления, а государству придется содержать убыточные маршруты. Это хорошо видно по эстонскому примеру, где маршруты между большими городами обслуживаются на коммерческой основе, а остальные местные направления всё больше дотируются государством. Предприниматели, со своей стороны, должен соизмерять затраты с получаемой прибылью, и от этого, увы, страдает качество перевозок: при недоборе пассажиров рейсы будут отменяться», — пояснил Алерс.

Предложение о либерализации рынка внутренних междугородних автобусных пассажироперевозок в Латвии подверг критике и представитель Министерства сообщения Таливадс Вецстиранс. «Государство должно сохранять контроль над перевозками внутри страны. Не секрет, что в сельской местности остается все меньше людей, и мы, как государство, все равно должны обеспечивать сообщение столицы с провинцией. В некоторых населенных пунктах приходится пускать автобусы при минимальном пассажиропотоке, никакой рентабельности там нет и не будет. При такой неравномерности плотности населения мы не можем позволить себе открытие рынка», — указал чиновник.

Председатель компании Nordeka Сергей Забавников также не разделяет инициативу своих коллег и конкурентов из Lux Express. «Прежде, чем идти на такие шаги, необходимо тщательно изучить экономическую ситуацию в стране и покупательскую способность населения, которая настолько низка, что у нас существует регулируемый рынок. Сегодня стоимость перевозки половины пассажиров фактически дотируется государством. Мы не можем сравнивать себя с остальной Европой, где существует перевозки на коммерческой основе (и все равно, даже там перевозчики дотируются государством). Так что всегда надо исходить из того, что мы получим в итоге. А в итоге мы получим то, что не будет возможности бесплатно перевозить инвалидов, и другие привилегированные категории населения. Покупательская способность не позволяет этот рынок открыть», — подчеркнул Забавников.

В свою очередь инициатор голосования, председатель правления Lux Express Ханс Саарп, не считает вышеприведенные доводы весомыми. Перевозчик признает, что есть сектор социальных маршрутов, где нет коммерческих перспектив. Однако таких маршрутов не более 30-40%, в свою очередь либерализация рынка лишь уменьшит траты государства на содержание всей системы перевозок. «В Автотранспортной дирекции говорят о том, что при либерализации рынка, государству придется больше тратить на дотации. Но уверен, что это не так. Если рынок открыть, то общая сумма дотаций будет ниже, чем сегодня. Есть множество маршрутов, которые государство могло бы не содержать, отдав их частным перевозчикам», — считает представитель компании.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.