Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд совершила турне по республикам Закавказья, где провела переговоры с высшим руководством этих республик и главами внешнеполитических ведомств. В составе ее свиты находились представители Пентагона и Европейского командования США, что сразу ставит вопрос о настоящих целях ее визита в регион. Одни эксперты полагают, что Нуланд якобы готовит повестку дня для предстоящей поездки государственного секретаря США Джона Керри. Давно замечено, что они работают в связке, а немецкая газета Die Zeit и вовсе считает, что «Нуланд может стать вероятной преемницей Керри на посту госсекретаря США». Учитывая тот факт, что на постсоветском пространстве Нуланд зарекомендовала себя в качестве одного из «архитекторов» киевского Майдана, к ее визиту в Закавказье стоит приглядеться более внимательно.

Исходная ситуация в регионе выглядит следующим образом. Армения — член ОДКБ, недавно вступила в Евразийский экономический союз. До этого она вместе с Азербайджаном и Грузией вела переговоры в формате «Восточного партнерства», но соскочила в последний момент, в чем США обвиняют европейскую дипломатию. Грузия публично, а Азербайджан вполголоса проводят прозападную политику. При этом между Арменией и Грузией не существует каких-либо серьезных противоречий, грозящих мирному сосуществованию двух закавказских республик, хотя Тбилиси предпочитает гарантом своей безопасности видеть НАТО. Грузию, Азербайджан и Турцию связывает достаточно высокий уровень экономического, военного и политического сотрудничества.

Напомним, что во время переговоров по «Восточному партнерству» армянский президент Серж Саргсян оговаривал в качестве одного из условий принятия статуса ассоциированного члена Евросоюза ратификацию парламентом Турции Цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений между Ереваном и Анкарой, а также открытие границ. Тогда этому помешал Азербайджан, требовавший от Турции связать принятие документа с непременным решением карабахской проблемы по своему сценарию. Вашингтон потребовал от Анкары принять условия Еревана, а также надавил на Брюссель, чтобы тот развел по времени урегулирование кипрской проблемы и нормализацию отношений с Арменией, ускорил процесс интеграции Турции в ЕС и вывел Анкару из позиции заложника внешнеполитических запросов Баку. По имеющейся информации, эту «игру» сломали Париж и (в большей степени) Берлин. Канцлер Германии Ангела Меркель категорически отказалась рассматривать вопрос о членстве Турции в Евросоюзе. Уже в разгар украинского кризиса Нуланд припомнила это Меркель, обозвав канцлера «московской чепухой».

Таким образом, турецкая карта осталась в игре. Об этом свидетельствуют два факта. Первый: Саргсян отозвал из парламента Цюрихские протоколы о нормализации армяно-турецких отношений. Однако отзыв не означает дезавуирование подписи под ними. Второй: на итоговой пресс-конференции в Ереване Нуланд заявила, что «процесс по нормализации двусторонних отношений (имеются в виду турецко-армянские отношения — С.Т.) будет продолжен», и «важно, что Армения не вышла полностью из процесса». Но стремится ли американская дипломатия «отвязать» Цюрихские протоколы от проблемы карабахского урегулирования, на чем настаивает Азербайджан? Начнем с того, что США публично высказывают свою обеспокоенность ситуацией на линии противостояния Армении и Азербайджана в зоне карабахского конфликта устами своих высокопоставленных чиновников, включая сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика, неоднократно призывая Баку и Ереван провести «совместную работу по деэскалации обстановки». Вашингтон намекает на то, что «демократии друг с другом не воюют».

Летом прошлого года посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар на фоне арестов журналистов и оппозиционеров уже предупреждал Баку о возможности реализации сценария «киевского Майдана». Тогда же в Центре Вильсона состоялась дискуссия американских экспертов, которые пришли к следующему выводу: в Армении и в Азербайджане существует тенденция «давления государственной машины на общество», но «в Армении есть влиятельное и относительно бесстрашное гражданское общество», а в Азербайджане «надежды на сохранение демократии значительно меньше». В ходе визита в Баку Нуланд особое внимание уделила общению с представителями гражданского общества, заявив: «Отправлен единый месседж, который заключается в том, что США высоко оценивают сотрудничество с Азербайджаном, которое налаживалось более 20 лет. Мы хотим видеть Азербайджан независимой и демократичной страной». Кроме того, объявлено о создании американо-азербайджанской комиссии по диалогу в области прав человека, демократии и гражданского общества, которая в перспективе может превратиться в «штаб местной демократии», что было с оптимизмом воспринято легальной бакинской оппозицией. Ведь многие из ее представителей считают, что конфликт в Нагорном Карабахе используется властью в качестве предлога для замедления демократических реформ, а популистская военная риторика лидеров страны держит общество в неведении относительно мирного процесса, в то время как оппозиция могла бы сформулировать конструктивные предложения.

США реализуют в регионе новую стратегию, рассчитывая вначале решить острые проблемы преимущественно политико-дипломатическими ходами, выводя на первый план проблемы «демократии», а не лояльности или нелояльности (как вариант, готовности или неготовности) к преобразованиям, на чем до сих пор выезжал Баку. Неслучайно на фоне обозначенной технологии по урегулированию украинского кризиса Уорлик предает гласности проблемы по карабахскому урегулированию, которые обсуждаются в закрытом режиме: выражение сторонами готовности приступить к реальным переговорам не только между собой, но и с участием Степанакерта, пока выводя за скобки проблему статуса НКР, чтобы остановить рост напряженности на линии соприкосновения. То есть, по словам американского сопредседателя МГ ОБСЕ, следует начать с «простого, чтобы затем перейти к сложному».

По словам Уорлика, «основанием для урегулирования конфликта выступили 3 принципа и 6 элементов, которые являются основой для урегулирования. Обе стороны знают это, и именно об этом мы говорим в ходе наших встреч. Мы дали условное название данным вопросам — „всеобъемлющее соглашение“ или „всеобъемлющие переговоры“. Люди могут спросить, что это означает? Означает то, что означает. Вы можете слышать, как Баку делает призывы к всеобъемлющим переговорам, и сопредседатели используют эту терминологию. Но мы также имеем в виду, что вы не можете выделить какой-то один принцип или элемент. Всеобъемлющее урегулирование означает, что соглашение должно базироваться на всех согласованных элементах и принципах».

Еще один стимул, который способен подтолкнуть Баку к новым решениям, озвучила Нуланд в Баку. Она «развела» проблемы карабахского урегулирования с усилиями Азербайджана по реализации новых энергетических проектов, обещая при этом «наладить тесные связи с Евросоюзом» для усиления проекта Южного газового коридора. Что в итоге? По мнению аналитика Французского фонда стратегических исследований Кайца Минасяна, «США и Минская группа перестают говорить с противоборствующими сторонами одинаково и меняют риторику, акцентируя внимание на Азербайджане». В свою очередь, руководитель политологического клуба «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде считает, что «так называемые эксперты, предполагающие, что сопредседатели МГ ОБСЕ объединились против Баку, похоже, совсем потеряли чувство реальности». Нам же кажется, что скоро о себе заявит американо-азербайджанская «демократическая группа». В противном случае визит Нуланд в регион теряет всякий смысл.