Война на Украине и антироссийские санкции — темы, которые не сходят с газетных полос и сайтов информационных агенств Греции в последние месяцы. Взгляды экспертов и аналитиков сильно разнятся. Консервативные и леворадикальные издания публикуют, как правило, холодный и беспристрастный анализ ситуации, в то время как либеральные СМИ в эмоциональном экстазе винят во всём Кремль и Путина, подкрепляя свою позицию комментариями западных экспертов. Мрачную повестку дня разбавили репортажи с московской премьеры спектакля по трагедии Еврипида «Вакханки» в постановке греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса, которая прошла в открывшемся недавно Электротеатре «Станиславский» на Тверской.

Прежде чем перейти к обзору публикаций, отметим ряд событий из новостного потока, представляющих интерес в контексте перезагрузки российско-греческих отношений.

Напомним, что в конце января министр финансов России Антон Силуанов заявил, что Россия готова рассматривать обращение о предоставлении финансовой помощи Греции, в случае если таковое поступит. «Афины исключают возможность обращения за финансовой помощью к России. Мы будем стремиться к достижению нового долгового соглашения с европейскими партнёрами». С таким заявлением глава греческого правительства Алексис Ципрас выступил 2 февраля на пресс-конференции после встречи с президентом Кипра Никосом Анастасиадисом в Никосии, передаёт агентство Reuters. «Мы ведём содержательные переговоры с нашими партнёрами и кредиторами в Европе. У нас есть обязательства перед ними», — отметил греческий премьер-министр. Ципрас также сообщил, что на переговорах с Анастасиадисом шла речь «о необходимости выработки совместной позиции для налаживания моста мира и сотрудничества между Европой и Россией», и высказал мнение, что экономическое противостояние с Россией «не будет иметь позитивных последствий для европейцев».

Во вторник, 3 февраля, состоялась встреча министра национальной обороны Греции Паноса Камменоса с послом России в Афинах Андреем Масловым. «Обсуждение с послом России касалось соглашений между Министерством национальной обороны Греции и Министерством обороны России, возможностей стратегического сотрудничества, организации года греко-российской дружбы, который пройдёт в Греции и России в 2016 году. Я получил от министра обороны России приглашение посетить Москву в ближайшее время», — сообщил Камменос по итогам встречи.

Необходимость перезагрузки российско-греческих отношений путем укрепления двустороннего сотрудничества обсудили 5 февраля по телефону Владимир Путин и Алексис Ципрас. «В ходе беседы обсуждались обстановка на Украине, ситуация с „Южным потоком“ и „Турецким потоком“, — цитирует помощника президента РФ по вопросам внешней политики Юрия Ушакова Афинское агентство новостей (AHA). — Российский президент еще раз поздравил партию СИРИЗА с победой на выборах и лично Алексиса Ципраса — со вступлением в должность премьер-министра. Беседа была очень теплой и конструктивной. Владимир Путин пригласил нового главу греческого кабмина посетить Москву 9 мая на торжества в честь Победы над фашизмом». Ципрас подчеркнул важность, которую он придаёт борьбе против нацизма, и выразил своё желание ответить на приглашение визитом, проинформировало агентство.

В это же время гневную реакцию министра обороны Греции Паноса Камменоса вызвал комментарий его коллеги из Германии Урсулы фон дер Лайен в интервью изданию Süddeutsche Zeitung, в котором глава немецкого оборонного ведомства предупреждает о том, что сближение Афин с Москвой ставит под угрозу членство Греции в НАТО. «Подобные высказывания немецких политиков от лица руководящих органов ЕС и НАТО не только недопустимы, но и носят демонстративно-шантажистский характер, за исключением, если Германия имеет целью развалить ЕС и НАТО», — цитирует слова Камменоса газета Η Καθημερινή. Напомнив, что «греки всегда поддерживали своих союзников, когда те давали отпор немецко-фашистским захватчикам», Камменос заметил, что «тем не менее Греция не намерена обострять отношения с Германией на фоне выстраивания взаимовыгодных связей с Россией».

В греческих правительственных кругах дали положительную оценку предстоящим визитам премьер-министра и министров иностранных дел и обороны Греции в Москву, пишет газета Η Καθημερινή. Однако те же источники дистанцировались от возможного сценария финансовой помощи со стороны России и поспешили подчеркнуть, что в вопросе преодоления экономического кризиса Греция рассчитывает на поддержку партнёров из еврозоны, добавляет Η Καθημερινή.

Война на Украине

Газета Η Καθημεριν&#942; публикует 1 февраля аналитическую статью Константиноса Филиса — профессора, директора НИИ Международных отношений при Университете политического образования «Пантеон» в Афинах. Материал озаглавлен «Компромисс с реальностью». Свою главную мысль автор выносит в эпиграф: «До тех пор, пока вопрос о статусе Восточной Украины остаётся без ответа, одна сознательная ошибка или безрассудный шаг в условиях глубокой поляризации могут привести к неконтролируемой дестабилизации на востоке Украины». С возобновлением напряженности на востоке Украины возвращается сценарий вовлечения России в более крупный конфликт с прямым или косвенным участием Запада, пишет автор. "В самом неприглядном положении находится, безусловно, Киев. <…> Украинские власти до недавнего времени тешили себя идеей массированного наступления с целью отвоевывания совокупности территорий, контролируемых ополченцами. Порошенко, производящий впечатление относительно уравновешенного человека, становится источником постоянного давления, оказываемого с целью добиться окончательного заживления внутренней «язвы». Он понимает, что, в случае бездействия, текущий «замороженный» статус конфликта обернётся в пользу пророссийских ополченцев, особенно в свете их недавних успехов в Мариуполе. В этом случае в будущем ему придётся вести переговоры с позиции слабой стороны, выступающей против возможной (пусть и гибридной) государственности. Это будет означать конец национального и территориального суверенитета Киева, каким мы знали его до настоящего момента. И это станет вторым и наиболее крупным после потери Крыма ударом. «К слову, восточные регионы составляют значительную часть ВВП Украины, и именно на этой территории находятся основные отрасли тяжёлой промышленности страны, которую необходимо вывести из экономического тупика», — отмечает автор статьи.

Если будет выбран путь вооружённого столкновения, исход которого в случае непосредственного участия России заранее предопределён, — Киев окажется перед лицом враждебного ему населения восточных регионов, в то время как экономика будет находиться на грани краха, продолжает Η Καθημερινή. Если же Москва в ответ не станет вторгаться с целью защитить права и интересы русскоязычного населения, то русские задействуют все доступные рычаги давления — энергетические, торговые, инвестиционные — для показательной порки страны-соседки. И даже в случае военного превосходства Украины (что более чем сомнительно) ей предстоит период восстановления и стабилизации, который растянется на долгие годы. И если предположить нечто невероятное, как то, что западные партнёры Украины захотят взять на себя огромные расходы по поддержке украинской экономики, в обозримом будущем они не смогут заменить решающей роли России. Кроме того, глубокие реформы, которые потребуется осуществить для того, чтобы начать социальные выплаты, расшатают структуру государства, созданного по советскому образцу, подчёркивает Η Καθημερινή. По мнению издания, постепенная стабилизация придет через осознание того, что какие-либо временные преимущества (например, демонизация Москвы или расширение подконтрольной ополченцам территории) неизбежно нейтрализуются неспособностью найти окончательное решение, что приводит с течением времени к многократному увеличению издержек. На данном этапе необходимо принять решение о принудительном прекращении огня, чтобы появилась возможность поиска договорённости о долгосрочных взаимных уступках на основе неумолимых реалий и территориальной целостности сегодняшней Украины. Несмотря на то, что другого пути нет, этот сценарий всё больше отдаляется из-за увеличивающейся с каждым днём гуманитарной пропасти между участниками конфликта, подчёркивает Η Καθημερινή. По мнению издания, политическая и экономическая изоляция не только не осадила Россию, но и добавила ей «упрямства», что делает её ещё более непредсказуемой. «Наблюдая внешний палец на кнопке постоянной эскалации, уязвлённая Россия предпринимает попытки максимизировать убытки другой стороны, считая, что любые уступки без практического результата станут демонстрацией неспособности отстаивать свои интересы на постсоветском пространстве. Так вот, поскольку санкции как инструмент воздействия с целью пересмотра позиции, кроме неэффективности, показали ещё и свою недостаточность, необходима совокупность политических стимулов и контрмер, которые могли бы быть предложены Москве как выход путём „достойного компромисса“. В противном случае будущее обещает быть мрачным», — подводит итог автор статьи.

Либеральное издание TO BHMA, комментируя эскалацию конфликта на юго-востоке Украины, высказывает предположение, что сложившаяся ситуация является "предвестником крупного наступления с пунктом назначения «Крым», который уже привязан к «московской колеснице». Кремль всеми доступными способами стремится к так называемому наземному коридору, благодаря которому можно будет оборонять и кормить Крым, объединив его с восточной Украиной, пишет TO BHMA. «Если Россия считает, что ВСУ не в состоянии выдержать еще одну контратаку весной, силы сепаратистов могут начать эскалацию в направлении Мариуполя, открывая новые участки фронта с целью соединения их с территорией, прилегающей к Крыму», — комментирует в интервью изданию научный сотрудник Института исследования безопасности ЕС (ISS) в Париже Матье Булег. Военная логика такого шага понятна при беглом взгляде на карту, продолжает TO BHMA. По мнению издания, позиции России в Крыму на данный момент являются непрочными. Военно-морскую базу Севастополя, которая имеет стратегическое значение для Черноморского флота, можно легко уничтожить, в особенности если усилить украинские войска с помощью Запада. Чтобы удерживать Крым — необходимо взять под контроль участок фронта на северо-западе, где российские войска смогут энергично обороняться. Это «наземный коридор» длиною всего лишь 110 км, объединяющий ДНР и ЛНР с Крымом, пишет TO BHMA.

«Жаркий климат в Мариуполе может означать что угодно, — комментирует Матье Булег, — Нам известно, что российское военное присутствие на востоке Украины значительно усилилось, но это не значит, что повстанцы в материально-техническом плане уже готовы к крупному наступлению. Кровопролитие выводит конфликт на новый уровень не столько в плане интенсивности, сколько с точки зрения вопроса о стратегических целях Москвы», — подчёркивает французский эксперт. У русских в руках весь потенциал: либо атаковать, либо вести переговоры, — продолжает TO BHMA. — Пока что, похоже, Россия и Запад изучают баланс сил в регионе. Если Путин придёт к выводу, что эскалация ему невыгодна, то, возможно, мы увидим какой-либо дипломатический компромисс. Если же возобладает военное решение, то оно потребует оккупации и обороны участка фронта между восточной Украиной и Крымом. Существует и третий, наиболее вероятный, вариант — постоянная угроза применения силы в отношении украинской стороны с целью вынудить её принять требования русских. «Пока что побеждает Россия… — добавляет французский эксперт. — Позвольте мне объяснить! Нынешняя ситуация в Донбассе — это такой же факт, как Крым является частью Российской Федерации. Кремль не хочет урегулирования конфликта в ближайшее время и предпочитает сохранять его в „замороженном“ виде, при необходимости разогревая время от времени». В заключение Матье Булег приходит к выводу, что в последующие месяцы в какой-то момент Украина будет вынуждена пойти на уступки и сесть за стол переговоров с Россией. «Москва сделает вид, что соблюдает мирные договорённости, а в действительности будет усиливать своё присутствие в Донбассе и наращивать давление на Киев», — цитирует эксперта TO BHMA.

Это же издание публикует комментарий американского историка украинского происхождения, профессора политологии в Ратгерском государственном исследовательском университете штата Нью-Джерси (США) Александра Мотыля. По мнению политолога, война на востоке Украины будет продолжаться, несмотря на дружественные усилия Запада и Киева по мирному урегулированию путём переговоров. «Путин не хочет прочного мира. Крупномасштабное военное наступление с целью захвата территорий восточной Украины или даже открытия „коридора“ из России в Крым — сценарий маловероятный, как мне кажется, поскольку ВСУ вполне способны предотвратить это. Однако, обострения, подобные тем, которые мы наблюдаем в последний месяц в Донбассе, точно не прекратятся. Поэтому надежды Запада разрешить военный конфликт между Россией и Украиной дипломатическим путём бессмысленны», — добавляет Александр Мотыль. По мнению эксперта, на что бы ни соглашался Путин (даже если предположить, что Украина откажется от стремления в НАТО), в лучшем случае это будет временное отступление от агрессивных планов его внешней политики. «Список стран, находящихся в поле зрения Путина, внушителен и охватывает государства Прибалтики и Белоруссию, Молдавию и Украину, Армению, Азербайджан, Грузию, а также пять стран Средней Азии. Русскоязычное население, проживающее на этих территориях, могут использовать в целях оправдания агрессии со стороны Москвы, — считает политолог. — Единственным эффективным способом покончить с российской экспансией является способность стран-соседей противостоять путинскому империализму. И Украина в этом вопросе играет, конечно же, ключевую роль», — подытоживает собеседник TO BHMA.

Антироссийские санкции

Балансирование на натянутом канате с взаимными обвинениями и столкновениями в европейской «семье» — так характеризует «санкционный климат» газета TA NEA и поясняет: «Санкции, введённые Европой в отношении России, оказались намного мягче тех, на которых настаивал Белый дом. Ангела Меркель непрерывно сталкивается с серьёзными разногласиями внутри правительства ЕС, а Франсуа Олланд подписывает соглашения с ближайшим союзником России — Казахстаном — и призывает страны Запада перестать угрожать России». С самого начала украинского кризиса и присоединения Россией Крыма Вашингтон настаивал на очень жёстких санкциях в отношении Москвы, но такие страны Европы, как Германия, Франция и Италия, затягивали, насколько могли, принятие санкций ввиду тесных экономических связей с Россией, охватывающих широкий диапазон — от энергетического сектора до продажи оружия, пишет TA NEA. Россия имеет важное значение для союза из 28 европейских стран не только потому, что является главным поставщиком энергии, но также ввиду своего влияния на регулирование таких вопросов, как Сирийский конфликт или ядерная программа Ирана.

В последние несколько лет Германия стала ближайшим политическим союзником и экономическим партнёром Польши, продолжает TA NEA. Но после присоединения Россией Крыма в марте 2014 года Варшава выразила большое беспокойство в связи с позитивной позицией Берлина по отношению к Москве. Так, в статье, опубликованной в газете Rzeszpospolita, Роман Kузняр, советник президента Польши по международным делам, осудил правительства стран Западной Европы за то, что они избегают открытого противостояния агрессии президента России Путина. «Германия обращается с Россией как с ребенком с особыми потребностями, который должен расти, не подвергаясь стрессу», — написал польский политик, обвинив Берлин в «пророссийской позиции». По мнению издания TA NEA, Берлин и сейчас, несмотря на принятые санкции, старается поддерживать сбалансированные отношения с Москвой. Сопредседатель Социал-демократической партии, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер стремится к более мягким отношениям с Россией. Так, в начале этого года Штайнмайер в одном из интервью выразил обеспокоенность в связи с возможной дестабилизацией ситуации в России, в случае если Европа не ослабит санкции. Вскоре после этого глава Германо-российского форума, социал-демократ Маттиас Платцек призвал Запад легализовать «аннексию Крыма», чтобы пойти на уступки Путину. Резкой была реакция и некоторых представителей христианских демократов, которые вынудили депутата от социал-демократов Гернота Эрлера, занимающего пост координатора российско-германских отношений в правительстве ФРГ, заявить, что они «не допустят развала страны из-за антироссийских санкций». Как бы там ни было, представители среднего бизнеса во время недавней встречи с канцлером Германии жаловались на убытки, которые они несут из-за санкционного противостояния. Многие российские заказы перекочевали из Европы в Китай, Южную Корею и Японию, а торговые обороты сократились на 10 млрд евро.

Тем не менее глава Франции Франсуа Олланд пытается балансировать, продолжает TA NEA. В декабре прошлого года он посетил Казахстан — государство, являющееся членом ЕЭС, создание которого инициировал Кремль. В окружении 50 представителей деловых кругов французский президент подписал целый ряд соглашений с правительством страны, богатой месторождениями урана и природного газа. По возвращении во Францию Олланд сделал неожиданную остановку в московском аэропорту «Внуково», где встретился с Владимиром Путиным. А в начале января французский президент призвал страны Запада прекратить угрожать России введением новых санкций, напоминает издание.

Маэстро назвал спектакль «пощёчиной русским»

Многие греческие СМИ опубликовали репортаж с премьеры спектакля «Вакханки» по трагедии Еврипида в постановке известного греческого режиссера Теодороса Терзопулоса, которая прошла 26 января в Электротеатре «Станиславский» (ранее — Московский драматический театр им. К. С. Станиславского) в Москве. Это первая премьера Электротеатра, который открылся после капитального ремонта в том же здании на Тверской, где располагался его предшественник. «…Гости премьеры начинают заполнять 2-й этаж гостиницы „Интерконтиненталь“, которая находится напротив театра. Среди представителей российских и иностранных СМИ — спонсоры-благотворители, которые пожертвовали средства на капитальный ремонт театра», — делится впечатлениями журналист издания Τέχνες και Γράμματ&#945; (Издательский дом Η ΚΑΘΗΜΕΡΙΝΗ Α.Ε.), побывавшая на премьере. «Несмотря на то, что театр государственный, московская мэрия выделила всего 74 млн рублей на ремонт здания, в то время как крупные спонсоры и мои личные друзья — 1 млрд рублей», — уточняет художественный руководитель Электротеатра «Станиславский» Борис Юхананов. В 20:00 начинается световое шоу, символизирующее церемонию открытия театра, продолжает корреспондент издания. Сквозь огромные окна отеля «Интерконтиненталь» мы наблюдаем, как на протяжении 10 минут посредством замысловатых световых схем преображается фасад театра. Кажется, что здание меняет облик и размер, в зависимости от образных проекций. В завершение «ритуала инаугурации» логотип театра — светящаяся лампа с изображением великого русского педагога Станиславского в центре — обрамляет всё здание. Пришло время пересечь ледяную московскую улицу, чтобы войти в здание театра, где вскоре начнётся спектакль", — пишет корреспондент Τέχνες και Γράμματα.

«Отреставрированный театр великолепен. Минималистичный дизайн и отделка деревом. Гардероб заполняется дамскими шубами. Русский мороз, знаете ли (хорошо, и баснословные состояния русских олигархов), — продолжает корреспондент издания, — В партере на 200 (приблизительно) мест публику приветствуют сирены. Свет гаснет. В правой части прохода режиссёр-постановщик Теодорос Терзопулос разбивает тарелку „на счастье“ в знак пожелания успехов новому театру. Никто не реагирует. Греческий обычай не зацепил внимания русских зрителей. Громовые раскаты, и на сцене появляется Дионис (Вакх). Его играет женщина. Ничуть неудивительно ввиду двойственной природы Диониса. Это платоническая сущность. „Дионис. Я Дионис“, — прошипела на безупречном греческом шокирующая Елена Морозова. Змеиной грацией и похотью, переполняющей каждую клеточку тела, она пленяет зрителей на протяжении всего действа. Впечатляющий момент, когда актриса переворачивается с ног на голову, словно мифическая саламандра, ползающая на окровавленном ковре пространства времени. За Дионисом, в глубине сцены вместо дворца — палата интенсивной терапии, где на больничной койке лежит, словно мумия, Кадм (Олег Бажанов) в окружении сотни капельниц с кровью. Кто-то из российских критиков написал, что Кадм в этой сцене напоминает Ленина в Мавзолее. Появившийся правитель Фив Пенфей (Антон Косточкин) несёт на голове свою железную логику — квадратную коробку со светодиодными огнями („железная логика“ в дословном переводе с греческого означает „квадратная логика“ — τετράγωνη λογική — Ред.). <…> И вот выходит Агава, одетая в шикарный чёрный плиссированный костюм (эдакий гибрид модельерских изысканий Чалаяна и Миякэ) с обнажённой грудью. Костюм Агавы, как и костюмы других героев спектакля, изготовлен по „лекалам“ режиссёра Терзопулоса. Выпускница актёрской лаборатории Анатолия Васильева Алла Казакова неотразима в образе скорбящей Агавы в момент, когда к ней приходит осознание трагичности содеянного. В этой сцене Казакова воплотила в себе вселенскую материнскую скорбь в связи с неоправданной утратой своего ребёнка. При взгляде на актрису перед мысленным взором возникает образ женщины-матери из Сирии, Ирана, Нигерии, Греции и Сербии. Завершается спектакль понтийской панихидой о потерянной Родине. Зал взрывается аплодисментами. Слышны крики „Браво!“. Актёры, режиссёр и его помощник Саввас Струбос утопают в розах. Позднее я узнала, что и в последующие дни артисты уходили после спектакля с огромными охапками цветов. Это уникальный театральный феномен, чисто русский — дарить цветы артистам не только в день премьеры, но и всякий раз после очередного показа спектакля», — пишет автор репортажа.

Далее корреспондент пересказывает последовавший за спектаклем приём с показом изысканных творений российских кутюрье. «На показе, помимо прочей элиты, присутствовал известный дирижёр Теодор Курентзис. Маэстро прокомментировал спектакль „Вакханки“ как „пощёчина русским“, в то время как Анатолий Васильев заметил, что „Терзопулос не ожидал, что удастся-таки переучить русских актеров и освободить их от психологического реализма“. Актриса Алла Демидова призвала греческого театрального деятеля к более тесному сотрудничеству с Аллой Казаковой (Агава)», — пишет журналист газеты Τέχνες και Γράμματα, завершая репортаж. Издание Εφημερίδα των Συντακτών даёт краткую историческую справку, пересказывает сюжет, восхищается актёрами и режиссёром. В 1915 году на Тверской был построен первый кинозал, который получил название «Электротеатр АРС», пишет издание. В 1930 году в здание Электротеатра переехала оперно-драматическая студия выдающегося актёра, режиссёра и театрального теоретика К. Станиславского — одного из основателей (вместе с В. Немировичем-Данченко) Московского Художественного театра в 1898 году. На базе студии был создан драматический театр, получивший имя педагога и экспериментатора Станиславского. В начале 2015 года, после ремонта здания театр был переименован в "Электротеатр «Станиславский». Станиславский — человек, который изменил теорию актёрского мастерства посредством нововведения, которое потрясло театральный мир. Это стратегия, согласно которой актер идентифицирует себя с ролью, работая с эмоциональной памятью. Инновация получила название «Система Станиславского». Методику великого театрального реформатора заимствовали американские режиссёры, она стала тенденцией в театральных студиях США и других стран мира вплоть до 40-х годов, пишет Εφημερίδα των Συντακτώ&#957;.

Художественный руководитель нового Электротеатра «Станиславский» Борис Юхананов ненавидит рутинный театр, продолжает Εφημερίδα των Συντακτών. Его целью является создание «всеобъемлющего театра», который будет сочетать в себе традицию и инновацию. По мнению Юхананова, политический театр — это плохой театр. «Сталин превратил школу Станиславского в нечто монументальное, которое вторглось в жизнь людей в подобии психологического „катка“. В результате мы рассматриваем человека со сталинской идеологией как единственного, имеющего право на существование. Только Гротовский и Васильев усвоили основные принципы Станиславского. Эпицентром рождения нового театра для меня является режиссёр. Благодаря моим учителям Анатолию Васильеву и Анатолию Эфросу я осознал, что театр — священное место. Они открыли мне глаза, очистили душу, и я продолжил двигаться дальше, очень хорошо понимая, что основным принципом процесса творения чего-либо являются отношения учитель — ученик. За всё это я перед ними в долгу», — цитирует худрука Электротеатра корреспондент издания

В своих русских «Вакханках» режиссёр с мировым именем Теодорос Терзопулос создаёт торжественное действо в честь бога Диониса, продолжает Εφημερίδα των Συντακτών. Режиссёр сооружает геометрически точную конструкцию с атмосферой мистики, политическим подтекстом, архетипическим и поэтическим символизмом, яркой соматикой. Благодаря игре Елены Морозовой месть Диониса достигает предельной ярости и жестокости. Великолепна работа актёров-танцовщиков и Аллы Казаковой (Агава). В 26-летнем Антоне Косточкине, сыгравшем роль царя Пенфея, есть очень важная для каждого режиссёра черта — стойкая уверенность в своих силах и чёткая установка на полную самоотдачу. Терзопулос курировал всё: от движения и жестов до освещения и декораций. И даже костюмы. Он собственноручно выбрал четыре метра грубой материи чёрного и красного цвета и в присутствии портних закрепил её булавками на актёрах, пишет издание. За свой многолетний напряжённый труд Терзопулос заслужил международное признание и уважение, продолжает Εφημερίδα των Συντακτών. Однако для людей театра в России Терзопулос является ещё и педагогом и учителем. Газеты называют его Мастером. Народ крутился вокруг Терзопулоса до и после премьеры «Вакханок». «Теодор! Теодор!» — слышалось то тут, то там. Его преследовали журналисты, телевизионные камеры, студенты театральных студий с целью получить автограф на книге с его методикой, которая озаглавлена «Возвращение Диониса» и уже переведена на русский язык… Для русских актёров сотрудничество с Терзопулосом стало бесценным мастер-классом. Терзопулос вернулся в Грецию, но ненадолго, продолжает Εφημερίδα των Συντακτών. 25 февраля он снова поедет в Москву, чтобы принять участие в театральном фестивале «Золотая маска», где представит оперу Дмитрия Курляндского «Носферату» (постановка — Теодорос Терзопулос и Яннис Кунеллис, дирижёр — Теодор Курентзис). Опера номинирована на 7 «Золотых масок» и будет показана в театре Моссовета. «После всех этих перипетий я чувствую пустоту, возвращаясь в Грецию. И огромную усталость… Юхананов просит меня поставить „Бесов“ Достоевского» для театра «Станиславский». Посмотрим. Положительный момент в том, что эксперимент, который мы начали с Борисом, — соглашение о сотрудничестве двух театров — состоялся. «Аттис» (театр в Афинах, которым руководит Т. Терзопулос — Ред.) и Электротеатр «Станиславский» стали побратимами. Создана межкультурная коммуникация как средство обмена театральными постановками, и она покажет себя в будущем", — цитирует слова режиссёра Εφημερίδα των Συντακτών.