Райцентр Свободный в Амурской области отнесён к наиболее уязвимым моногородам России, в правительственном списке он находится на втором месте. Его градообразующим предприятием является железная дорога и связанные с ней производства. Второе дыхание экономике Свободного придаст строительство Амурского газоперерабатывающего комплекса, подготовка к которому начнётся со дня на день, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В город уже заходят крупные инвесторы, о чём свидетельствуют переполненные гостиницы и повышенный спрос на аренду жилья. Промышленные базы, пустовавшие долгое время, выкуплены компаниями, которые планируют участвовать в строительстве газоперерабатывающего комплекса в качестве субподрядчиков.

Основным работодателем на новом предприятии является «Газпром» — по данным местных властей, он уже начал нанимать сотрудников и формировать резерв кадров. «Газпрому» нужны сварщики, водители, крановщики, инженеры, экономисты, геодезисты, землеустроители. Минимальную зарплату в 33 тыс. рублей предлагают делопроизводителю; самую высокую обещают платить механику автомобильной колонны — 53 тыс. рублей.

По плану, Амурский газоперерабатывающий комплекс будет включать в себя три завода. Помимо переработки газа, здесь появятся гелиевое и геохимическое производство. По замыслу «Газпрома», это будет крупнейший в мире газоперерабатывающий комплекс. Уже сейчас на геологические и геодезические изыскания компания вложила миллионные инвестиции.

Городские власти рассчитывают, что этот комплекс позволит выйти Свободному из экономического пике за 2-3 года. Помимо обеспечения занятости населения (порядка 10 тысяч новых рабочих мест), газоперерабатывающий комплекс потянет за собой развитие малого и среднего бизнеса, что даст ощутимый рост налоговых поступлений. Новое производство будет способствовать также развитию портового хозяйства, автотранспорта и других отраслей. «Наш моногород может стать просто городом», — уверен глава Свободного Роберт Каминский.

Кроме того, при помощи федеральной власти в своей инвестиционной программе развития муниципалитет отразил будущее строительство завода керамического кирпича, комплексов по производству соевой муки, переработке кукурузы, животноводческого комплекса.

Основной вклад в экономику города сейчас вносит Свободненский вагоноремонтный завод — филиал «Трансвагонмаш». Это одно из старейших предприятий, которое занимается капремонтом грузовых вагонов и модернизацией полувагонов. Производственная мощность СВРЗ — ремонт 5400 вагонов в год, однако с нынешнего года на предприятии уменьшают объёмы до 4200 вагонов.

В Свободненском ВРЗ работает 534 человека. По данным биржи труда, электросварщику, фрезеровщику и составителю поездов на предприятии предлагают 12,5 тыс. рублей, а приёмщику поездов с высшим образованием — 25 тыс. рублей.

До 2015 года численность населения города имела тенденцию к снижению. По официальным источникам, за последние 6 лет горожан убыло 6 тысяч, в январе их осталось 56 246 человек.

Количество безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на январь 2015 года составила 1175 человек. За прошлый год 88 организаций заявили о предполагаемом сокращении 1092 человек, фактически на биржу труда обратилось 298 человек, уволенных в связи с ликвидацией или оптимизацией штата организаций.