Точка зрения зависит от точки сидения. Это замечательное выражение как нельзя лучше характеризует отношение украинских политиков и экспертов к любой проблеме. Ведь по сложившейся на Украине традиции оценка решений или событий происходит через призму личной выгоды и возможности своим заявлением привлечь внимание донельзя политизированной публики. Таковы правила украинской политической борьбы. Потому все самые гениальные переговорщики находятся в оппозиции, талантливые экономисты и финансисты не участвуют в реальном руководстве страной, а боеспособные подразделения и их полководцы обязательно находятся в тылу или «на больничном».

И не важно, что все эти непризнанные гении несут абсолютную чушь, важно, что их примитивные суждения находят отклик у простого народа. Слушают таких персонажей украинцы, догадываются, что перед ними клоуны, но соглашаются с ними. Ведь как соблазнительно звучит идея раздела имущества олигархов по справедливости. А разве не радует обещание площадных демагогов о снижении цен на всё нужное или ненужное в хозяйстве до нуля? И можно ли устоять перед коварной мыслью прогнать «российского агрессора» до Урала?

«Федерализация отменяется. Россия капитулировала»

Перед тем как отправиться в Минск, президент Украины Пётр Порошенко участвовал в заседании Кабинета министров в Киеве, где в очередной раз подтвердил свою принципиальную позицию по отношению к территориальному устройству страны. «Украина была, есть и будет унитарной страной. Это полностью отвечает отношению украинского народа к этому. Более 86% стоят на стороне унитарного государства… Идею федерализации нам настойчиво хотят экспортировать из соседнего государства», — сбивчиво сообщил Порошенко. Если предположить, что децентрализация, прописанная в Минских соглашениях, не означает федерализацию, то тогда Пётр Порошенко одержал безусловную победу. Только мало кто так считает, только немногие, да и то не все.

Наиболее кратко и ёмко подвёл итог минским переговорам, а заодно передал атмосферу праздника «перемоги» украинский политолог Павел Нусс: «Конституционная реформа, друзья, это и есть децентрализация власти. Это необходимо было сделать ещё в начале 2005 года. Ни о какой федерализации и автономии речь не идёт. Его склоняли, но он послал их». Он также отдал должное высокопрофессиональной работе представителей украинского внешнеполитического ведомства. «Наша дипломатия сильна. Наш дипкорпус продемонстрировал устойчивость и максимализм в дороге принуждения агрессора к миру, а украинский президент — патриотизм и национальный интерес, с которым нужно считаться и уважать», — отметил политолог. «Россия капитулировала», — поставил жирную точку в своих рассуждениях Павел Нусс.

В данной оценке итогов переговоров не столь важен сам автор, поскольку так думают и таким образом оценивают итоги переговоров многие зомбированные украинцы. В самой экспертной оценке виден высокий уровень образования и культуры как отдельного политолога, так и всей политической элиты Украины. Крыть матом, пускать в ход кулаки стало нормой не только на улицах украинских городов, но и в парламенте. А разве это новость, что украинские политики и военные, не стесняясь, угрожают России войной, строят планы, вооруживши американским оружием армию, дойти до Урала? Реальность они предпочитают не замечать, поскольку она отнюдь не так хорошо выглядит для Украины…

Украинская Федерация — не путинская блажь

Придумать себе трудности и героически их преодолевать стало доброй традицией на Украине. Кто убедил украинцев в том, что только Россия заинтересована в переформатировании Украины в федеральное государство? Владимир Путин действительно неоднократно говорил о необходимости федерализации, однако, это не его навязчивая идея, а предложенная возможность устранения раскалывающих Украину проблем. Какую пользу извлекает Россия, если Украина превратится в Федерацию? Она всего лишь получает мир на своих границах и возможность не переживать за права русских граждан Украины. В Киеве считают, что изменение территориального устройства в конечном счёте приведёт к распаду государства? Однако де-факто он уже состоялся без федерализации и не по вине России, а по вине украинской власти. Крымчане сбежали с Украины по тем же причинам, по которым планировали сбежать украинцы в Евросоюз, устраивая скачки на Евромайдане.

По сути, Евромайдан и Антимайдан — это противостояние романтиков с практиками, где одни мечтали о «кружевных европейских трусиках», а другие благоразумно планировали запасаться «тёплыми ватниками». Кто из двух противоборствующих сил оказался прав, можно судить по результатам проведённого в январе 2015 года международной компанией GFK социологического исследования в Крыму — 93% жителей полуострова поддерживают присоединение Крыма к России. Жителям континентальной Украины после всех реформ Яценюка остаётся только готовиться к очередному нацмайдану. И нет большей дури считать, что в случае федерализации Украина не сможет стать полноправным членом Евросоюза или НАТО из-за позиции юго-восточных регионов. Украина не станет членом ЕС и НАТО из-за позиции самих членов ЕС и НАТО.

Порошенко ведут по тропе Януковича

К нынешнему президенту Петру Порошенко можно относиться по-разному, но только он кровно заинтересован в прекращении войны и удержании страны от скатывания в ещё больший хаос. Порошенко может не догадываться о своих перспективах, как не догадывался его предшественник, но ему уготована роль «козла отпущения» как за провал военной кампании, так и за реформы правительства Яценюка.

Совсем неслучайно сразу после оглашения итогов переговоров в Минске лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош на своей странице в Фейсбук уже обозначил позицию возглавляемой им организации: «Любые договорённости с сепаратистами не имеют никакой юридической силы, противоречат существующей конституции Украины, а следовательно, их выполнение не является обязательным для граждан». Он также написал, что «Правый сектор» оставляет за собой право продолжить боевые действия до «полного освобождения украинской земли». Таким образом, лидер националистов показал, что Верховный главнокомандующий Пётр Порошенко ему не указ. Следует отметить, что «Правый сектор» давно создал параллельные структуры власти на территории всей Украины, и его лидеру осталось бросить в массы лозунг «Вся власть… правосекам».

К заявлению Дмитрия Яроша надо добавить участившиеся публикации в популярных украинских СМИ о коррумпированности Петра Порошенко. Так, издание «Цензор.нет» на днях сообщило со ссылкой на журналистское расследование программы «Схемы», выходящей на «Радио Свобода» (финансируется конгрессом США), о скупке Порошенко посредством запутанной схемы элитных участков земли в Печерском районе города Киева. Дело было в далёком 2009 году, однако, кому-то его потребовалось раскрутить в СМИ?!

Не менее серьёзным звоночком для украинского президента прозвучало обвинение Савика Шустера в цензуре на телевидении. Его популярное «шоу» возобновило выход в эфир спустя месяц молчания на небольшом телеканале «24», который связывают с мэром Львова Андреем Садовым (парламентская партия «Самопоміч»). В эфире программы Савик Шустер заявил, что перерыв в работе был связан с цензурой, которую якобы устанавливает новая власть. «С нами произошло то же, что год назад. Все боялись Банковой», — заявил Шустер. Он напомнил, что год назад, в разгар Евромайдана, проводил опрос зрителей, который показал, что 80% поддерживают отставку Виктора Януковича, и это, возможно, было одной из причин, по которой президент бежал и не стал цепляться за власть. По словам Шустера, аналогичная ситуация наблюдается и сейчас. Неужели не ясно, между чем и чем приходится выбирать украинскому президенту?

Наивно думать, что Пётр Порошенко может переживать за Украину. Но в данной ситуации его интересы, интересы страны и, как бы парадоксально это ни звучало, интересы России совпадают. Угрозу власти Порошенко представляют, прежде всего, полузаконные вооружённые формирования. Потому самым оптимальным выходом для украинского президента будет при политической поддержке Германии и Франции взять под свой контроль абсолютно все силовые структуры. Если для стабилизации ситуации потребуется ввести в стране военное положение, то его надо вводить. В противном случае Порошенко ждёт судьба Януковича.

При этом глупо обращать внимание на посулы многомиллиардной помощи со стороны МВФ и других международных финансовых организаций. Они уже не раз обещали «золотые горы», но предоставили лишь крохи. Украина даёт потенциальным кредиторам слишком много поводов для отказа. Тем более всегда надо помнить, что кредиты МВФ — это, прежде всего, средство давления на власть, но никак не средство спасения государства. Спасти Украину может только устранение раскалывающих страну вопросов, одним из которых является нормализация отношений с Россией.