Смерть на Украине все дешевеет, а вот жизнь продолжает дорожать. Особенно наглядно это демонстрирует динамика индекса потребительских цен за год, прошедший после трагического эпилога «Майдана №2» в Киеве, ставшего прологом еще более кровавых событий уже по всей стране. Итак, от чего отталкивалась украинская экономика в своем стремлении в Европу и к чему она пришла?

Ты помнишь, как все начиналось

Что бы ни говорили ныне действующие украинские власти о деятельности своих предшественников, вплоть до конца последнего мирного, 2013-го года, инфляция в стране не превышала 0,5%, причем еще в ноябре ее показатель колебался в пределах 0,0-0,2%. Более того, согласно данным официальной статистики, с августа по октябрь 2013 года, на Украине была отмечена даже 0,2-0,6% дефляция. Последнее, кстати, дивным образом добавляло национальной экономике сходства с общеевропейской — как известно, в то время именно дефляционные процессы достаточно сильно беспокоили государства Еврозоны. Таким образом, очередная «революция» на Украине (подобно событиям десятилетней давности — «оранжевой» осени 2004) снова была инспирирована в условиях сравнительно стабильной экономики, которой, по большей части, удалось преодолеть негативные последствия мирового финансового кризиса 2008/2009 гг. Впрочем, кажущийся украинский парадокс (обострение политического кризиса в относительно благоприятных экономических условиях) объясняется весьма просто — особенно если учесть внешний характер основного катализатора этих внутренних потрясений. А именно — запас «экономической прочности», достигнутый прежним режимом, должен обеспечить условия для смены власти и дать новому руководству страны возможность продержаться до получения массированной внешней финансовой помощи.

Однако если десять лет назад подобный сценарий для Украины действительно сработал, то текущий кризис оказался гораздо глубже, нежели на то рассчитывали его зарубежные спонсоры. В результате уже по итогам апреля инфляция в стране только по официальным данным достигла 6,4%, существенно превысив не только плановые бюджетные показатели на 2014 год (4,8%), но и средние прогнозные значения МВФ, ЕБРР, а также основных рейтинговых агентств (5,0-6,0%).

Впрочем, тогда (!) это не остановило международные финансовые институты в их стремлении оказать новому украинскому руководству экстренную помощь — в начале мая официальный Киев получил первый транш 17-миллиардного кредита МВФ (экв. 3,19 млрд. долл.), а уже по итогам этого месяца индекс потребительских цен на Украине взлетел сразу на 4,1% — до 10,5%, значительно перекрыв «аварийные» бюджетные показатели (8,3%).

И что приключилось затем

Затем последовало почти трехмесячное летнее инфляционное затишье, в течение которого жизнь на Украине официально подорожала «всего лишь» на 2,4% — до 12,9% по итогам августа. Этот период, кстати, был отмечен сменой главы НБУ (в июне), традиционно сопровождавшейся отзвуками коррупционного скандала (накачка свежеотпечатанной гривной «правильных» банков для обеспечения им возможностей для обширных валютных спекуляций). Новое же руководство Нацбанка в лице Валерии Гонтаревой поспешило объявить о грядущем (уже во втором полугодии) замедлении роста индекса потребительских цен в стране в результате «ослабления действия основных инфляционных факторов». Однако в своих прогнозах по этому поводу украинский регулятор не учел такой детали, как развертывание масштабных боевых действий на юго-востоке страны, которые (вот неожиданность!) сопровождались столь же масштабными разрушениями промышленной и транспортной инфраструктуры, разрывом межрегиональных связей и прочими неприятными сюрпризами…

Впрочем, эти «мелочи», похоже, ускользнули не только от внимания Нацбанка Украины, но и от его непосредственного куратора — Международного валютного фонда. Последний, несмотря на настоящую войну, развернувшуюся на большей части Донецкой и Луганской областей (обеспечивающих свыше 23% производства промышленной продукции в стране), в конце августа 2014-го принял решение о выделении Киеву очередного транша «в поддержку реформ» — на 1,4 млрд. долл.

Результат оказался вполне ожидаемым. Уже по итогам сентября инфляция на Украине (вместо обещанного НБУ замедления) подпрыгнула на 3,3% — до 16,2%. В последующие же месяцы, вплоть до конца прошлого года, темпы роста индекса потребительских цен в стране колебались в пределах 2,2-3,7%. К началу же января 2015-го инфляция достигла показателя в +24,9%, а к февралю — и вовсе +30,1% по сравнению с относительно мирным декабрем 2013 года. Таковы, в общих чертах, оказались макроэкономические вехи на пути «обновленной демократии» Украины в Европу за последние 12 месяцев. При этом центральное киевское правительство так и не смогло представить международным инвесторам доказательств установления контроля за ключевыми промышленными районами страны, а последние (в первую очередь — МВФ) пока всерьез задумались о приостановке выделения новых порций финансовой помощи…

Инфляция: вкусная и не очень

Таким образом, согласно анализу только официальных данных, средняя скорость роста потребительских цен на Украине за последние пять месяцев (с сентября 2014-го по январь 2015-го включительно) достигла 3,44%, и объективных предпосылок к ее снижению пока, к сожалению, не наблюдается. Заметим, что в данном случае речь идет о динамике средней инфляции в стране, в то время как ее отдельные составляющие представляются еще более впечатляющими.

Так, «съедобная», продовольственная инфляция к началу февраля 2015 года составила уже 30,3%. И это, кстати, наблюдается в стране, которой два года подряд — в 2013-м и 2014-м — необычайно повезло с богатым урожаем. Более того, пользуясь этим, с начала года прибавила было оборотов и национальная пищевая промышленность. Правда, происходило это в тщетной надежде широкого открытия новых рынков сбыта на Западе при сохранении уже имеющихся экспортных объемов на Востоке, и длилось недолго. Уже к маю-июню 2014-го стало ясно, что Евросоюз с облегчением принял предложения России об отсрочке имплементации экономического пакета договора об Ассоциации с Украиной как минимум до января 2016-го, а по экспорту в РФ, да и в другие страны Таможенного Союза существенно ударили политические последствия очередного Майдана.

Зато успехи в экспорте пищевых продуктов, требующих минимальной обработки (например, зерна, семян подсолнечника и т.п.) поставили внутренний украинский рынок перед необходимостью существенного повышения цен на основные продукты питания. В частности, хлеб и хлебопродукты на Украине за 2014 год подорожали в среднем на 35,1% (в январе 2015-го — еще на 4,8%), макаронные изделия — на 25,9% (+2,4%), крупы — на 32,5% (+3,2%), подсолнечное масло — на 27,4% (+ 5,3%). Таким образом, обновленное руководство страны не только достойно приняло эстафету своих предшественников (прославившихся организацией «картофельного» и «гречневого» кризисов), но и дало ясно понять как производителям основных продуктов питания, так и экспортерам, что за их прибыли придется снова расплачиваться исключительно «маленьким» украинцам.

Подобные же тенденции в рассматриваемый период наблюдались и в сегменте инфляции «несъедобной», в частности — в сфере основных услуг. Например, в соответствии с информацией украинского Госстата, расходы на транспорт и транспортные услуги подорожали на 55,2%, а услуги ЖКХ — на 39,3%. В первом случае свою роковую роль прежде всего сыграло подорожание топлива, цены на которое на Украине за минувший год достигли подлинно европейского уровня (несмотря на рекордное снижение цен на нефть). За рост же коммунальных тарифов (на фоне прежнего качественного уровня предоставляемых услуг), украинцам стоит благодарить МВФ и… преданное ему правительство страны, которое стремится таким образом добиться выделения очередных внешних кредитов.

При этом, судя по заявлениям и руководства Фонда, и украинского Кабмина, обе эти инфляционные составляющие на Украине в обозримом будущем будут только расти, а наблюдаемое оживление цен на рынке энергоносителей будет способствовать лишь ускорению этого процесса.

Официальное 37,9% -е (по сравнению с декабрем 2013-го) подорожание услуг здравоохранения на этом фоне представляется уже довольно скромным — особенно учитывая планы действующего украинского руководства по официальной отмене бесплатного медицинского обслуживания в стране. Еще меньше в сложившихся реалиях украинцев могут взволновать вынужденное повышение расходов на отдых и развлечения (+30,1%) — ведь на первый план неизбежно выходят вопросы выживания. И совсем уж нестрашным (каких-то +8,3%!) может показаться рост затрат на образование — в условиях грядущего снижения обязательного всеобщего бесплатного обучения до девяти классов.

А напоследок я скажу

Инфляционная картина современной украинской жизни осталась бы далеко не полной, если не обратить внимание на региональную динамику индекса потребительских цен. Конечно, относиться к официальной (открытой) украинской статистике в этой сфере макроэкономики в настоящее время следует с достаточной осторожностью (учитывая, например, тот оптимизм, с которой она приводит данные по Донецкой и Луганской областям), однако даже в этих условиях скрыть общие тенденции для нее представляется весьма затруднительным. Так, при 24,9%-м уровне инфляции по Украине в целом, средний прирост индекса потребительских цен по пяти основным промышленным областям страны (Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Запорожской и Харьковской) по итогам 2014 года составил 24,6%, в то время как по пяти знаковым западным регионам (Львовская, Ивано-Франковская, Ровенская, Тернопольская и Волынская области) — 25,82%. Учитывая же сохраняющийся значительный разрыв в уровнях средних зарплат (в пользу промышленного востока), можно предположить, что первый «постреволюционный» год сильнее ударил по карману как раз среднестатистического жителя наиболее «революционных» регионов Украины — даже несмотря на усиленную накачку их деньгами и перераспределением бюджетных средств в их поддержку. (что, при необходимости может послужить темой для отдельного материала).

Кстати, зарплаты бюджетников, а также пенсии и другие социальные выплаты на Украине (за исключением зарплат депутатов Верховной Рады) в ближайшей перспективе индексироваться не будут — в чем МВФ и украинское правительство видит залог успешного противостояния дальнейшему развитию инфляционных процессов…