Министр внутренних дел Латвии Рихард Козловскис («Единство») считает, что в плане оснащения восточной границы государство опережает даже соседнюю Литву, так как успело договориться об откупе почти всех приграничных земельных участков у их владельцев. А Эстония лишь приступает к реализации такого плана, сообщает портал Lsm.lv.

По словам Козловскиса, комментировавшего прозвучавшие из уст эстонских политиков заявления о планах по оснащению своей границы, в Латвии этот процесс был начат еще три года назад. Более того: в ближайшие недели МВД доложит в правительстве о том, насколько продвинулся этот процесс.

Хотя протяженность границы с Россией в Латвии и Эстонии примерно одинакова, эстонцам проще: у них большая ее часть приходится на Чудское озеро (Пейпус). Поэтому им придется выкупить всего 99 земельных участков, тогда как латвийскому правительству — почти 300. «Это земельные участки, прилегающие к приграничной полосе, и речи об их отчуждении не идет — во всяком случае, мне не поступало жалоб, что какое-то частное лицо было выселено из своего дома потому, что нужно оборудовать границу. Я не исключаю индивидуальных случаев принудительного отчуждения, но в целом у меня нет причин для опасений: насчитывается уже 278 человек, которые согласились продать землю», — сказал Козловскис.

Эстонская сторона заявила, что надеется обойтись без принудительного отчуждения. Козловскис признал: «Если не удастся полюбовно договориться с теми латвийскими собственниками, что сейчас возражают, вопрос об отчуждении их имущества будет решать Сейм». Первоначально говорилось о том, что выкупить предстоит полосу земли шириной двенадцать метров вдоль всей сухопутной восточной границы. Общие издержки на это пока не известны, так как не со всеми собственниками удалось решить вопрос о цене их участков.

Отправился осмотреть восточные рубежи государства и министр обороны Раймонд Вейонис (Союз «зеленых» и крестьян), который ранее в интервью «Латвийскому телевидению» заявлял, что не видит смысла в откупе земель: «Не имеет значения, кому принадлежит земля, кроме разве что случаев, когда она продана гражданам России — это, пожалуй, могло бы создать проблемы. Но в настоящее время в бюджете нет средств, чтобы организовать какие-то закупки земли, наша первоочередная задача состоит в том, чтобы укреплять границу».

Позднее, однако, Вейонис пояснил, что говорил не о двенадцатиметровой полосе вдоль самой границы, а о приграничье в более широком смысле: «Что касается защитной полосы в двенадцать метров, пограничной полосы — разумеется, ей следует находиться в собственности государства, потому что там находятся пограничные столбы. На этой полосе также обеспечивается оборона государства». А полоса эта, по наблюдению министра, находится «просто в критическом состоянии». Как выразился Вейонис, пограничникам во время патрулирования по большей части приходится смотреть не в сторону России, а себе под ноги, чтобы не упасть.

В Министерстве обороны Латвии тем временем пояснили, что средства на скупку земель есть: на оборудование восточной границы в бюджете этого года выделено полмиллиона евро (по-видимому, часть этих денег может быть потрачена на приобретение участков). Правда, министр обороны недоволен: он считает, что при столь скудном финансировании оснащение границы займет слишком долгое время.