Руководство РЖД в лице начальника Приволжской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре в лице Сергея Денисенко дало отповедь идее Саратовского областного правительства создать альтернативную компанию-перевозчика «полного цикла» на принципах государственно-частного партнерства, передает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, в Саратовской области, как и во многих российских регионах, были отменены пригородные поезда. 4 февраля на совещании в правительстве РФ президент Владимир Путин потребовал немедленно восстановить отмененные пригородные поезда. «Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли что ли?», — возмутился глава государства. На следующий день руководство РЖД отрапортовало о восстановлении маршрутов электричек, в том числе, на саратовской земле.

6 февраля глава Минтранса Саратовского облправительства Николай Чуриков дал комментарий на эту тему. Обслуживание населения Саратовской области осуществляют: ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания», ОАО "Пригородная пассажирская компания «Черноземье», являющиеся дочерними акционерными обществами ОАО «РЖД» и ООО «Межрегиональная Пассажирская компания». В конце прошлого года эти компании сочли свои «выпадающие доходы» невосполнимыми областной казной, поэтому в одностороннем порядке приняли решение об отмене пригородных поездов и рельсовых автобусов. На направлениях, обслуживаемых ОАО "ППК «Черноземье», произошла отмена 38 из 42 поездов (90%), обслуживаемых ОАО «Саратовская ППК» — отмена 25 из 48 пригородных поездов (более 50%). По словам Николая Чурикова в 2014-2015 годах более 90 населенных пунктов и станций (в которых проживает не менее 350 тыс. человек) в настоящее время не обслуживаются пригородным железнодорожным транспортом, что приводит к многочисленным жалобам граждан.

Вчера, 12 февраля, было обнародовано ответное слово начальника Приволжской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергея Денисенко. Под эгидой лозунга — «Российские железные дороги готовы к дальнейшему сотрудничеству на благо жителей Саратовской области» — он указал на несостоятельность инициативы регионального правительства во главе с губернатором Валерием Радаевым, обнадежившего граждан тем, что создаст панацею для их спасения — альтернативную компанию-перевозчика «полного цикла» на принципах государственно-частного партнерства, избавив областную казну от непосильных для неё «выпадающих доходов» РЖД.

Надавив на больную тему про дефицитный региональный бюджет, Сергей Денисенко, парировал: «При наличии финансовых ресурсов реально создание любой компании, в том числе компании „полного цикла“ и государственно-частного партнерства». «Правительство Саратовской области предлагает отказаться от уже имеющегося подвижного состава, моторвагонного депо и готовых специалистов по ремонту, обслуживанию подвижного состава Приволжской магистрали для того, чтобы минимизировать участие компании РЖД в государственном заказе региона на транспортное обслуживание населения пригородным железнодорожным транспортом. И создать своего перевозчика на принципах государственно-частного партнерства, — констатировал начальник РЖД. — Однако для реализации такого проекта потребуются миллиарды рублей. Необходимо будет найти инвесторов, готовых закупить подвижной состав в достаточном количестве. К примеру, для графика движения заказанного министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области с 1 января 2015 года необходимо не менее 15 электропоездов и 4 рельсовых автобуса. Потребность в инвестициях составит более 5 млрд рублей».

«Также найти поставщика подвижного состава, построить депо для обслуживания и ремонта электропоездов, обучить персонал и др., — продолжил Сергей Денисенко. — Одним словом, руководство области, не имея должного опыта, предлагает создать на пустом месте производство и технологию, которые отрабатывались железнодорожниками не одно десятилетие. И при этом рассчитывают сократить до минимума бюджетные расходы области, сохранив объемы перевозок, безопасность и качество обслуживания пассажиров. Мы неоднократно предлагали областному правительству наделить ОАО „СППК“ (ОАО „Саратовская пригородная пассажирская компания“, прим. ИА REGNUM) имуществом на основании существующего законодательства. Это будет намного дешевле, чем вновь создавать компанию. Однако ответ был отрицательным».

«Но нельзя забывать и о том, что договор по предоставлению инфраструктуры по-прежнему будет заключаться с ОАО „РЖД“. Стоимость данной услуги определяет правительство РФ, а её доля, в общих затратах перевозчика, составляет примерно 9%, — указал саратовским властям Денисенко. — Спрашивается, а будет ли данная затея с созданием частно-государственного партнерства выгодна для области? Ведь ОАО „РЖД“, как естественная монополия, использует эффект масштаба для минимизации условно постоянных расходов (содержание производственных помещений, коммунальные платежи, электроэнергию и т.д.), возникающих при производстве единицы продукции или услуги. За последние три года рост стоимости услуг по ремонту, управлению и эксплуатации подвижного состава на полигоне Приволжской железной дороги в среднем составил 10-11% ежегодно. Безусловно, организация транспортного обслуживания населения по федеральному законодательству является полномочиями региональных органов власти, и только они будут решать какой, перевозчик будет выполнять их государственный заказ».

В этой связи стоит отметить, что саратовский губернатор Валерий Радаев и возглавляемое им областное правительство считают, что региональная казна не позволяет обеспечить полную компенсацию убытков нынешних перевозчиков, размер которых ежегодно растет на десятки процентов. По информации властей, предварительные расчеты показывают, что создание альтернативной компании-перевозчика на принципах государственно-частного партнерства возможно. Облправительство берет на себя формирование госзаказа, определяет объемы транспортных работ и осуществляет компенсацию выпадающих доходов из бюджета. Компания-перевозчик соответственно осуществляет перевозку пассажиров. Поставщик подвижного состава организует работы по обслуживанию и ремонту электропоездов. В итоге снижение расходов планируется достигнуть за счет создания компании «полного цикла», которая будет перевозить пассажиров и самостоятельно заниматься приобретением и эксплуатацией подвижного состава. В свою очередь ОАО «РЖД» будет получать выплаты на содержание инфраструктуры по утвержденным федеральным правительством тарифам.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, пригородные пассажирские компании (ППК) поспорили с президентом Владимиром Путиным: «В отмене электричек виноваты регионы». Они утверждают, что полностью выполняют «заказ регионов» на пригородные железнодорожные перевозки, а количество поездов определяют региональные правительства. «Заказ на выполнение пассажирских перевозок в пригородном железнодорожном сообщении формируют власти субъекта РФ, и именно они определяют, какое количество поездов и на каких маршрутах должна запускать пригородная компания. Кроме того, тарифная политика также находится в ведении региональных властей. С учетом высокой социальной значимости пригородного железнодорожного сообщения регионам позволено устанавливать тарифы ниже уровня себестоимости перевозки, но с обязательной компенсацией убытков перевозчика. При этом сам перевозчик ни при каких обстоятельствах не имеет права самостоятельно снижать объемы перевозок».