Бизнес Приморья приспосабливается к выживанию в новых условиях. Работодатели максимально пересматривают распределение труда в коллективе, производители вынуждены повышать стоимость продукции из-за удорожания сырья, крупные компании изучают риски на рынках. Специалисты по консалтингу рекомендуют экономить каждый рубль, так как его цена в нынешних условиях слишком высока, и открыто говорят о перспективе пустых прилавков в магазинах.

Директор консалтингового агентства IMCommunications, член клуба предпринимателей «Деловар» Лариса Ловушкина в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM отметила, что нынешний кризис нельзя недооценивать, сложившаяся ситуация носит серьезный характер. Если в прошлый кризис выжили те, у кого был товар, в этот — на плаву останутся люди с деньгами. Именно отсутствие денежной массы в розничной торговле может привести к пустым прилавкам. В условиях нынешнего кризиса очередной виток развития, по мнению эксперта, получат интернет-магазины, расходы которых на содержание инфраструктуры минимальны.

«Кризис очень серьезный. Все аналитики прогнозируют мощное проседание рынков. Выживет сильнейший. Перестраиваться необходимо практически всем. Если в прошлый кризис выжили те, у кого был товарный запас, в этот кризис выживут те, у кого будут свободные деньги. Сейчас все ощутили нехватку денег. Бизнес в Приморском крае больше торгово-ориентированный. Вся торговля и вся деятельность осуществляется на заемные деньги. Все существующие форматы сетей супермаркетов, гипермаркетов и простых магазинов работают в основном на заемных деньгах. Именно поэтому они находятся в серьезном риске. Если раньше был товарный кредит и с его помощью можно было продолжать деятельность, то сейчас все будут решать деньги. Есть деньги — есть товар, нет денег — нет товара. Никто сейчас в кредит товар давать не будет. Откуда у торговых предприятий возьмутся реальные деньги? У них деньги по большому счету всегда в товаре. Ну раз товара нет, значит, и денег нет. Соответственно оголятся полки магазинов. На это наложится падение платежеспособного спроса населения. Сейчас в более выгодных условиях окажется интернет-торговля, потому что там нет инфраструктурных затрат, которые есть в простых магазинах», — отметила Лариса Ловушкина.

Консалтинговая компания в феврале выполняет заказы крупных федеральных игроков на рынке. В данный момент специалисты проводят экономический мониторинг автомобильного рынка — крупные компании начали моделировать возможные изменения сценариев покупательского поведения. По словам руководителя фирмы, приморский бизнес пока не научился использовать услуги профессионального изучения рынка и возможных рисков. Своим клиентам Лариса Ловушкина рекомендует экономить в нынешней ситуации даже 100 рублей, а имиджевые проекты в период кризиса лучше заморозить.

«Кризис в самом разгаре на самом деле, и сейчас педали на велосипеде надо усилено крутить, иначе свалишься с этого велосипеда. Работать нужно более интенсивно. Те, кто в последнее время дистанцировался от своего налаженного бизнеса, сейчас вынужден возвращаться в него и вводить ручное управление. Только собственники сейчас могут принять решение по снижению издержек. Не факт, что будут массовые сокращения. Я считаю, что выиграют те, кто сохранит свою команду. Естественно, необходимо пересмотреть свой персонал и оставить тех, с кем не страшно идти в бой. Я рекомендую: если есть возможность уменьшить расходы на 100 рублей, уменьшайте. Потому что сейчас цена каждого рубля слишком серьезна. Однозначно сейчас стоит заморозить имиджевые, социальные проекты. Все будет проверяться на деле, а не в информационном поле, а те, кто смогут выжить в кризис, — получат самый лучший имидж», — уверена Лариса Ловушкина.

Единственная в Приморье кондитерская фабрика в условиях кризиса пока не прибегает к сокращению работников. Тем не менее стоимость выпускаемой продукции на «Приморском кондитере» подняли, так как цена сырья напрямую зависит от курса валют.

«Подорожало сырье, и цены пришлось поднять. Для изготовления продукции используется только сырье высшего качества, экономить на этом предприятие не может. Мы очень строго соблюдаем рецептуру. Сырье приходится закупать за границей, и на его стоимости сказались курсы валют», — прокомментировала ИА REGNUM начальник отдела маркетинга кондитерской фабрики «Приморский кондитер» Лариса Личкановская.

В сложной ситуации оказался и рекламный бизнес, ведь именно от этих услуг стараются отказаться в первую очередь. По мнению директора рекламного агентства «РегиON» Дениса Вродливца, отказываться от продвижения товара в кризис нельзя, необходимо искать новые экономичные предложения на этом рынке услуг.

«Конечно, самый эффективный способ выжить в кризис — оптимизировать свои расходы. Факт, что рынки будут сокращаться, доходы будут уменьшаться. Поэтому в первую очередь необходимо урезать расходы. Рекламные бюджеты сокращают в кризис в первую очередь. Я считаю, это неправильно. Потому что со спадом рекламы падает и потребление товаров. Нужно искать новые предложения, которые предложат рекламу на более выгодных условиях», — отметил собеседник агентства.