Снижение продаж автомобилей на российском рынке может составить до 25%, при этом, вероятно, произойдёт перераспределение долей рынка в пользу бюджетных автомобилей с высоким уровнем локализации производства, заявил 11 февраля корреспонденту ИА REGNUM аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко.

«Несмотря на ажиотаж в последние два месяца, когда спрос на рынке существенно вырос благодаря паническим попыткам россиян защититься от обесценивания рубля, а также тому, что ряд граждан соседних государств решили выгадать от падения курса национальной валюты, снижение продаж по итогам 2014 года составило около 10%, до 2,5 млн автомобилей. Сейчас неопределённость сохраняется, и уже целый ряд компаний объявил о сокращениях сотрудников или временной остановке производства», — отметил аналитик.

На калужском заводе ПСМА Рус, где производят такие автомобили как Peugeot Citroen и Mitsubishi, ИА REGNUM сообщили о том, что с 23 февраля по 9 марта сотрудников отправляют в коллективный отпуск. «Коллективные отпуска являются стандартной практикой для большинства автомобильных заводов в России и в мире. ПСМА Рус практикует коллективные отпуска несколько раз в год. Сроки определяются заранее, в соответствии с производственной необходимостью, о чем работники заблаговременно информируются», — уточнили в пресс-службе компании, добавив, что несмотря на сложную ситуацию на рынке, материнские компании завода ПСМА Рус намерены продолжать производство в России.

Другой калужский завод — Volvo объявил 6 февраля о приостановке производства грузовиков и сокращении части персонала. Уволено будет около трети работников из числа офисных сотрудников и работников производственных линий. А General Motors объявил об очередной остановке своего конвейера в Шушарах (Ленинградская область) с 23 марта по 15 мая.

С 16 февраля по 6 марта московский автозавод Renault приостановит выпуск автомобилей, о чем сообщило издание «Ведомости». Как отмечается, основная причина состоит в неполной загрузке в связи с падением рынка. Помимо падения спроса повлиял значительный рост цен, а также усиление позиций корейских марок.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в конце 2014 года КАМАЗ (Татарстан) объявил о переходе сначала на четырех, а потом и на трехдневную рабочую неделю. Сокращение производства связано с неблагоприятными экономическими условиями и изменением рынка сбыта продукции. Трехдневная рабочая неделя будет отменена в случае увеличения заказа.

Тем временем, компания PwC в России опубликовала отчет, посвященный итогам 2014 года на мировом и российском автомобильных рынках. Эксперты PwC отмечают, что рост цен на автомобили, зафиксированный в конце 2014 года, продолжится и в 2015 году, что будет негативно сказываться на динамике рынка. По отдельным производителям этот показатель уже составил десятки процентов. В этих условиях владельцы автомобилей и будущие покупатели начинают обращать все большее внимание не только на бренд и характеристики автомобиля, но и на стоимость владения им. При этом некоторые потребители даже задумываются о том, могут ли они позволить себе содержать автомобиль, не стал ли он для них непозволительной роскошью.

Ожидаемое в 2015 году снижение продаж может привести к уходу с российского рынка ряда брендов. В зоне риска находятся в первую очередь автопроизводители со сравнительно небольшим объемом продаж в России относительно глобальных результатов соответствующих автоконцернов. В более выгодном положении в сложившейся ситуации оказались автопроизводители, имеющие высокий уровень локализации производства в России, и, прежде всего, российские производители. Учитывая ослабление курса рубля, автопроизводители получили дополнительный стимул к локализации, однако их решение об инвестициях в местное производство будет в значительной степени зависеть от объема рынка. При этом в 2015 году может произойти существенное перераспределение рынка — в пользу российских брендов, а также производителей имеющих взвешенную, но последовательную стратегию развития бизнеса в России.