Россия готова помочь Египту не просто построить АЭС, но и создать целую атомную отрасль, заявил в ходе переговоров с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси в Каире президент России Владимир Путин. «Торгово-экономические отношения между Россией и Египтом длятся не одно десятилетие, — отметил эксперт Аналитического центра МГИМО (У) МИД РФ Леонид Гусев. — Напомню, что первое соглашение с Египтом о сотрудничестве в сфере мирного атома было подписано еще в 1956 году. В советские годы с нашей помощью в Египте было построено немало крупных инфраструктурных объектов, которые продолжают играть важную роль в экономическом развитии страны».

«Еще одним таким инфраструктурным проектом, способным примерно вдвое увеличить товарооборот между нашими странами, может стать строительство атомной станции на севере Египта по российской технологии. Россия подтвердила свое намерение участвовать в тендере на строительство АЭС, и у нее есть все шансы победить, так как российская атомная госкорпорация „Росатом“ выступает с очень конкурентоспособным предложением. Это предложение включает в себя как передовые технологии, учитывающие постфукусимский опыт, так и привлекательную часть по финансированию проекта. Немаловажным преимуществом российского проекта может стать и возможность опреснения воды. Без сомнения, развитие собственной атомной энергетики для Египта станет масштабным технологическим рывком, позволит поднять на новый уровень экономическое и социальное развитие страны», — уверен эксперт.

«Египет в последние годы показывал не очень высокие темпы экономического роста, — считает заведующий сектором экономического департамента фонда „Институт энергетики и финансов“ Сергей Кондратьев. — Это отчасти было связано с тем, что эта страна испытывала сложности по целому ряду направлений, в том числе в вопросах обеспечения и относительно дешевым топливом, и продовольствием, и энергией. Египет вынужден импортировать нефть. При этом там очень быстро растет потребление энергии. Соответственно, возможности по добыче ископаемого топлива, в первую очередь газа, ограничены, так же как и возможности по развитию гидроэнергетики. Поэтому Египет нуждается в каком-то стабильном и относительно недорогом источнике энергии, которым могла бы стать атомная станция, особенно учитывая тот факт, что в ближайшие годы и население, и промышленный потенциал будут довольно быстро расти. Египет в своем желании обзавестись атомной электростанцией не одинок — многие страны Ближнего Востока рассматривают такую возможность. В этом списке можно вспомнить и Иорданию, и страны Персидского залива, то есть и государства, которые имеют достаточно серьезные запасы традиционного ископаемого топлива. Все они настроены оптимистично по отношению к развитию атомной энергетики».

«В частности, для Египта в этом плане ключевыми являются два вопроса. Первый — это вопрос безопасности, так как Египет находится в не очень простом регионе. Возможность безопасной эксплуатации АЭС во всех аспектах — как в технологическом, так и на случай возникновения каких-либо нестандартных ситуаций, не связанных с технологическим процессом. Второй ключевой вопрос — это себестоимость вырабатываемой электроэнергии. Потому что Египет не очень богатая страна. В зависимости от того, сколько будет строить этот проект, будет определяться и его конкурентоспособность для энергетики Египта. На мой взгляд, именно по данным двум ключевым показателям российский проект является для египтян приоритетным. Наш проект существенно дешевле проектов европейских и американских поставщиков где-то в 1,5-2 раза. Благодаря тому, что сейчас мы столкнулись с существенным снижением стоимости рубля, российский проект будет еще более конкурентным. Потому что основное оборудование и проектные работы финансируются Атомстройэкспортом в рублях, поэтому его долларовые издержки будут даже, возможно, ниже. Плюс не стоит забывать о том, что современный российский проект предполагает ряд совершенно новых технологических решений, которые страхуют от возможных аварий, как, например, ловушка расплава», — пояснил он.

«Современные российские атомные станции более устойчивы ко всяким внештатным ситуациям, не связанным с технологическим режимом, — полагает эксперт. — Тот факт, что блок может выдержать прямое падение самолета, важен для такого неспокойного региона как Египет. Для таких густонаселенных стран безопасность такого рода важна особенно. В этом плане российский проект выглядит очень хорошо. Если по стоимости с нами может конкурировать Китай, то по комплексному сравнению с учетом и стоимости, и безопасности работы у России сейчас нет достойных конкурентов. Плюс помимо этого мы предлагаем целый комплекс услуг, включая и обучение персонала для будущей АЭС в российских вузах, и возможность развивать другие направления в атомной энергетике и промышленности. Для России сотрудничество с Египтом — это не только деньги. Работающая на протяжении 50-60 лет атомная станция подразумевает улучшение и экономических, и политических отношений в очень долгосрочной перспективе. Ведь стороны заинтересованы обычно в стабильных отношениях в силу длительности проекта. Для России — это возможность продвинуться на достаточно перспективный рынок Северной Африки и Ближнего Востока, на котором мы пока не очень сильно присутствуем, причем не только в атомной сфере, а вообще со своим высокотехнологичным экспортом. Наше присутствие там важно еще и потому, что этот рынок в ближайшие годы, несмотря на разные пертурбации, будет очень быстро расти за счет демографического фактора».

«Строительство АЭС — это потенциал роста и для отечественной экономики, потому что при всем желании уровень локализации производства для Египта будет в силу естественных причин не очень высоким. Все-таки это первый такого рода проект в этой стране, там нет достаточного числа специалистов и соответствующего уровня технологий. Но все равно предполагается создание достаточно большого числа рабочих мест и для самих египтян, а не только для наших отечественных специалистов для обслуживания стройки, налаживания сетей и прочих работ. Эта серьезная технологическая цепочка потребует участия и российской высокотехнологичной промышленности и будет также стимулировать и развитие египетской экономики», — резюмировал Кондратьев.