Рост цен на продукты питания связан, прежде всего, с девальвацией рубля, а не с продовольственным эмбарго, на которое пошла Россия после введения западными странами антироссийских санкций. Об этом 9 февраля заявил председатель правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Максим Протасов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, даже отечественные производители сильно зависимы от курса доллара, рост которого напрямую влияет на себестоимость товаров — так, в производстве вермишели доля затрат, привязанных к колебанию курса, составляет порядка 84%.

«После введения продовольственного эмбарго перед участниками Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка стояли три основные задачи: во-первых, не допустить дефицита на полках магазинов, во-вторых — не допустить необоснованного роста цен на продукты, в-третьих — увеличить долю отечественной продукции на полках торговых сетей. Совместными усилиями мы справляемся с этими задачами, благодаря чему потребитель практически не увидел изменений на полке магазина после введения эмбарго», — отметил Протасов. Он подчеркнул, что по итогам 2014 года наблюдается рост выпуска сыров, колбас и мяса.

Глава исполкома Национальная мясная ассоциация Сергей Юшин рассказал, что Россия наращивает объемы производства мяса птицы и свинины. В 2014 году, по его словам, лишь 10% мяса птицы было завезено в Россию из других стран. А по производству свинины Россия, по его словам, занимает 6-7 место в мире. «В наступающем году мы прибавим 3-4% роста. Это даст стабилизацию цен», — заметил он.

Однако, по словам Юшина, высокой остается доля импорта мяса крупного рогатого скота — из-за девальвации отмечается ускоряющийся рост цен на говядину, а перманентно присутствует кризис в молочной отрасли. Он пояснил, что очень многие составляющие себестоимости мясной продукции привязаны к мировому рынку, и повышение цен на товары мясной отрасли связаны именно с этим обстоятельством — выросли цены комбикормов, племенного поголовья и оборудования, большая часть которого имеет импортное происхождение.

Исполнительный директор рыбного союза Сергей Гудков подтвердил, что цены растут и на рыбную продукцию, которая связана с мировым рынком — на треску, селедку, все виды лососевых: «Рост цен такой же, как мы видим в отношении девальвации национальной валюты».

Не растут цены на рыбную продукцию, которая не пользуется спросом за рубежом — на речную и озерную рыбу. Сдерживать цены, по мнению представителя отрасли, могло бы развитие аквакультуры, а также привлечение потребителей путем организации ярмарок и фестивалей отечественной рыбы.

Зампред совета Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Владислав Романцев обратил внимание на успехи отрасли. Российская отрасль по производству масложировой продукции, по его словам, одна из лучших на сегодняшний день в мире. Более 90% масложировой продукции на российском рынке, как сообщил Романцев, отечественного производства. Однако глубокая интеграция России в мировой рынок и здесь сыграла свою роль, что привело к повышению цен на масло. Так, в сентябре килограмм подсолнечника стоил 11 рублей, а сейчас — 25 рублей. Он отметил, что за полгода удалось сдержать взрывной рост цен на подсолнечное масло — цены повышали медленно, чтобы на рынке не возникло ажиотажа.

Напомним, что полгода назад Указом президента России от 6 августа Россия ввела запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 году. Под действие эмбарго попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи.