Болгария может обратиться за помощью в охране своего воздушного пространства к соседним странам-союзницам по НАТО, таким как Турция и Греция, в случае если к маю останется лишь с двумя пригодными для эксплуатации истребителями, о перспективе чего ранее заявлял командующий ВВС Болгарии Румен Радев. Об этом 6 февраля пишет болгарская газета «Монитор» со ссылкой на замруководителя военной комиссии в Народном собрании Валентина Радева, прежде также занимавшего пост замминистра обороны. «Совместная оборона была бы наилучшим шагом», — отметил Радев. Однако, по его словам, попросив соседей о такой помощи, Болгария должна будет за неё платить, что страна в её нынешнем положении вряд ли сможет себе позволить. Другим вариантом может быть охрана воздушного пространства Болгарии в рамках программы НАТО. «Такая модель действует, например, в прибалтийских странах. Воздушная оборона этих государств на протяжении уже многих лет осуществляется альянсом, и они даже не располагают своими собственными ВВС», — сказал Радев.

Следует отметить, что президент Болгарии Росен Плевнелиев ранее уже неоднократно высказывался о том, что страна должна двигаться в направлении модели так называемой «умной обороны», подразумевающей взаимодействие в военной сфере с соседними государствами региона. По его словам, это было бы наилучшим решением при ограниченных финансовых ресурсах, которыми располагает Болгария. Вместе с тем, Радев указывает, что авиация является не самой большой проблемой для болгарской армии, а гораздо важнее — разумно управлять имеющимся военным бюджетом. В этой связи он напомнил о зрелищном авиашоу ВВС Болгарии, которое состоялось осенью прошлого года в аэропорту «Враждебна», и охарактеризовал его как «пир во время чумы».

Как сообщало ИА REGNUM, ранее командующий ВВС Болгарии генерал-майор Румен Радев заявил, что страна находится перед реальной перспективой к началу мая 2015 года остаться лишь с двумя пригодными для эксплуатации истребителями МиГ-29, поскольку ремонт и профилактика двигателей самолётов не проводились многие годы. По его словам, в 2009-2011 годах армия не осуществляла никаких затрат на техобслуживание истребителей. В 2012 и 2013 годах были заказаны запасные части и проведён ремонт блоков, на что Минобороны потратило около 14 млн левов, но в эту сумму не входил ремонт двигателей.

После визита в Софию в середине января генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, болгарский министр обороны Николай Ненчев заявил, что Болгария не планирует продлевать контракт с Россией на обслуживание своих истребителей МиГ-29, срок действия которого истекает в сентябре 2015 года, а ремонтировать самолёты намерена в Польше. Отказ от услуг российской стороны министр обосновал высокой стоимостью ремонта. Позднее, однако, стало известно, что Польша не может осуществлять ремонт и обслуживание МиГ-29, поскольку не имеет необходимой лицензии для этого. В начале февраля в болгарских СМИ появилась информация о том, что представители российской самолётостроительной корпорации «МиГ» в ближайшее дни должны прибыть в Софию для переговоров о ремонте и техобслуживании истребителей.

Напомним, что 5 февраля на заседании министров обороны стран-членов НАТО Йенс Столтенберг объявил о начале самого значительного расширения военных возможностей альянса со времён холодной войны. В ходе заседания было принято решение о создании шести командных центров на территории восточных стран НАТО — Болгарии, Польши, Румынии, Эстонии, Латвии и Литвы. «Эти усилия направлены на выполнение ключевой задачи НАТО — обеспечения коллективной обороны каждого члена альянса от любых угроз», — заявил Столтенберг.