По мнению представителей министерства обороны Латвии за пределами государства хватает граждан, готовых вернуться в страну и впоследствии пополнить ряды Национальных вооруженных сил. Главная проблема, однако, состоит в нехватке мотивации у эмигрировавших латвийцев для такого шага и над ее решением нужно активно работать, считает депутат «Единства», исследователь Национальной академии обороны Эдгар Энгизерс. В интервью программе «Латвийского Радио-4» «Открытый вопрос» специалист сослался на исследование Латвийского университета, подтверждающее патриотические настроения латвийцев на чужбине.

«Найти необходимое НВС количество военнослужащих можно среди постоянных жителей Латвии и ее граждан, также можно надеяться на тех, кто уехал, но хочет вернуться. Согласно исследованию ЛУ, примерно треть эмигрантов скучает по дому. Так что, с научной точки зрения, вопрос не в том, где найти нужное количество призывников, но в том, как их мотивировать», — сказал политик. Второй участник программы, глава Центра рекрутирования Друвис Клейнс указал на ряд проблем, препятствующих укреплению армии в Латвии. Они касаются как кризиса в самой армейской структуре, так и слабости человеческого материала.

«Увеличение численности армии почти на треть, как того потребовал министр обороны — это серьезный вызов. Задача нелегкая, и мы ищем варианты, как ее выполнить. Факторы, улучшение которых может привлечь новых военнослужащих — это, в первую очередь, зарплата, жилплощадь, соцгарантии, хорошая экипировка. Над этим нужно работать, наша инфраструктура пока не готова к такому увеличению военнослужащих. Что касается требований к призывникам, то они достаточно стандартны. Человек должен быть здоров, не иметь серьезных проблем со зрением, слухом, сосудами, костями. В общем, армии нужен нормальный, здоровый мужик. Требования к физподготовке не самые высокие — пробежать 3 километра за 14 минут, отжаться порядка 40 раз, две минуты покачать пресс. Но проблема, что многие не могут даже этого. Физическое состояние наших молодых людей не позволяет им служить. Армия не застрахована от финансовых кризисов, ошибок в системе образования. И плохая физподготовка — это именно ошибка системы образования. Поэтому приходится „дотягивать“ физподготовку уже в армии», — признал Клейнс.

Глава Центра рекрутирования также добавил, что о введении обязательного призыва пока говорить не приходится, поскольку государству это обойдется намного дороже нынешних 2% от ВВП, выделяемых на оборону.

О необходимости увеличить численность кадрового состава вооружённых сил Латвии на две тысячи человек ранее заявил министр обороны Раймонд Вейонис (СЗК). С соответствующей просьбой он обратился к депутатам.

Министр обороны сказал, что отложить это решение, «скрываясь за бюрократическими отговорками о неувеличении государственного аппарата, было бы недальновидным», поскольку военных в нынешней ситуации нельзя отнести к госаппарату — это гарантия существования государства.

Главнокомандующий Национальных вооруженных сил Раймонд Граубе ранее уже сообщал, что в рядах профессиональных военных в настоящее время насчитывается порядка 5000 солдат. Он также считает, что численность военных необходимо увеличить, принимая во внимание принятые к реализации планы по развитию НВС. К примеру, дополнительный персонал потребуется, чтобы провести процесс механизации в армии и улучшить противовоздушную оборону страны.

Согласно данным архива агентства LETA, в настоящее время в Латвии насчитывается также немногим более 8000 членов гражданского ополчения «Земессардзе». В 2020 году их численность предполагается увеличить до 12-13 тысяч.

В долгосрочной перспективе Центра рекрутирования — обеспечить возможность принять в молодежной военной организации «Яунсардзе» для 16000 молодых людей. В настоящее время центр в состоянии обеспечить обучение немногим более 6000 членов этой организации.