Большинство севастопольских программистов не верит в успех идеи о создании городского IT-кластера. Рынок уже потерял часть партнеров и специалистов. Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказали сразу несколько севастопольских айтишников.

IT-сфера в городе выросла из факультета автоматики и вычислительной техники Севастопольского национально-технического университета в девяностые годы. Его выпускники составляют костяк большинства местных IT-компаний. При Украине фирмы ориентировались на американских и европейских заказчиков, а доходы их сотрудников привязывались к курсу американского доллара. По оценкам участников рынка, в городе работали порядка 1700 программистов.

Непризнанный миром российский статус Крыма и, как следствие, санкции заставили крупных западных заказчиков отказаться от услуг севастопольских IT-компаний. В апреле 2014 года свое представительство в городе закрыл аутсорсер Softserve. Несколько его сотрудников переехали на Украину, остальные — перешли на работу в новую компанию «Алвион Европа». По словам программистов, за октябрь им заплатили по 10 000 рублей, в декабре дали еще какую-то часть октябрьской зарплаты. С тех пор траншей не было.

«Все, что мы слышали и продолжаем слышать, — это, мол, деньги на счетах, но счета невозможно вывести, вот откройте индивидуальное предпринимательство, потом поговорим. 4 месяца каждую неделю одно и то же. Некоторые сотрудники готовы обратиться в прокуратуру, но опасаются, ведь жена директора — полковник МВД. Именно поэтому руководство и верит в свою безнаказанность и продолжает нанимать новых людей», — пожаловался корреспонденту ИА REGNUM один из работников.

При этом руководство «Алвион Европа» заявляет об участии в IT-кластере — объединении местных девелоперов, которые собираются сообща создавать программные продукты с высокой маржой.

Прошлой осенью в Севастополе закрылся филиал компании Svitla. Айтишникам заблокировали доступы к их аккаунтам и предложили трудоустройство на материке. Еще один IT-разработчик Edifecs вместе с большинством работников переезжает в Минск. Сменит локацию и компания Scalr, пишут программисты на местном интернет-форуме. В январе этого года закрылась Adaco — организация, работавшая на европейском и американском рынках. Без работы остаются полсотни ее сотрудников. Максимум, на что они могут рассчитывать у других крымских работодателей, — это 35 000 рублей в месяц. Раньше эти разработчики получали $1000-2000, при том что цены на продукты и аренду жилья были примерно в два раза ниже. Американская косметическая компания Mary Kay в январе перенесла свой IT-отдел из Симферополя в Краснодар — все сотрудники переехали.

Специалисты уезжают туда, где готовы оплачивать их услуги по рыночной цене: в Москву, Санкт-Петербург, Львов и Одессу. Даже компании, которые ранее сотрудничали с крымскими айтишниками по фрилансерским договорам, переманили людей в Германию, Румынию и Норвегию. «Почему я должен работать на местный рынок за зарплату, которой хватает только на еду, если я могу зарабатывать значительно больше, при этом реализуя более интересные и сложные проекты? А есть ещё такая штука, как отношение заказчика к исполнителю. Оно кардинально отличается у американцев и россиян», — рассуждает один из севастопольских программистов.

Работники IT-сферы считают, что создание профильного кластера в Севастополе — попытка входящих в него фирм закабалить специалистов. Как рассказали ИА REGNUM программисты, руководители компаний уже договорились зафиксировать зарплату новых сотрудников в рублях плюс подписать со всеми договор о неразглашении размеров гонораров.

«Мое мнение: из-за привычки к долларовой зарплате севастопольские программисты неконкурентоспособны. Средний PHP-программист не может стоить 100 000 рублей в месяц», — заявил в декабре 2014 года участник севастопольского IT-кластера, руководитель представительства группы компаний «Экстрим» Денис Тимофеев.

Ко всему прочему, собственники местного IT-бизнеса договорились, что будут лично согласовывать переход программистов из одной компании в другую. «Владельцам разваливающихся бизнесов хочется устроить крепостное право, чтобы люди не сбежали», — комментирует ситуацию разработчик Евгений, покинувший Севастополь.

Непросто и фрилансерам — программистам, индивидуально работающим над IT-заказами. Нет гарантий, что из-за новых санкций не уйдут постоянные клиенты. Еще одна сложность — получение гонораров. Раньше американские и европейские клиенты приезжали, оставляли свои банковские карты, а потом перечисляли на них зарплаты. Из-за отключения Крыма от международных платежных систем некоторые разработчики теперь обналичивают карты в Краснодарском крае. «Подорожание того же интернета, отключения света, которые могут повториться, тоже вносят свою лепту», — рассказывает программист Николай.

Для крымчан закрыли онлайн-биржу oDesk. Теперь сложно находить новые заказы, тем более американские и европейские. «Да, никто не отменял работу удаленно на другие города той же России, но компании, которые работают с иностранными заказчиками, как только узнают, что кандидат из Крыма, мгновенно перестают отвечать по e-mail, никто не хочет связываться даже с отличным специалистом, ежели это может принести глобальные убытки. Представьте себе ситуацию: есть прекрасная компания в Москве, которой нужен удаленный сотрудник. Вы проходите собеседование, все замечательно, вы даже выше того уровня, на который претендуете, но как только представители компании слышат „на данный момент я нахожусь в Крыму“, они почему-то очень быстро прекращают общение», — рассказала севастопольская программистка.

Спикер севастопольского Заксобрания и один из инициаторов создания городского IT-кластера Алексей Чалый признает, что местные программисты потеряли огромное количество клиентов. Тем не менее он уверен: вместо них придут российские, в том числе государственные, заказчики.

«Примерно половина программистов Севастополя были завязаны на американские компании. Но какие-то контрмеры здесь возможны, безусловно. В частности, есть большая потребность в государственных структурах в программных продуктах. Плюс те приборостроительные компании, которые уже есть в городе и которых мы собираемся завести в город, они тоже нуждаются в программистах», — рассказал журналистам председатель городского Заксобрания.

«Планы Чалого — мифология для бабушек. Более реальны планы Меняйло [городской губернатор Сергей Меняйло — ред.], и они уже реализуются полным ходом, если кто не заметил. Информационным технологиям в них места нет», — полагает один из программистов, намекая на ориентированность городского хозяйства на нужды Черноморского флота.

Фактически в Крыму остались только те разработчики, которых там держат личные обстоятельства (семья, квартира). Новые специалисты окончат местные вузы, не будут иметь налаженных контактов, чтобы уехать из региона, и согласятся работать, как говорят балованные долларами старшие коллеги, «за еду».