Система обеспечения экологической безопасности в Москве не работает: мнение

Москва, 4 февраля 2015, 10:50 — REGNUM  Система по обеспечению экологической безопасности в Москве работает неэффективно, считает заместитель председателя Научного совета РАН по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям Алексей Яблоков. Как он заявил на заседании по экологической безопасности в ОП РФ 3 февраля, оперативно определить состав и размер аварийного выброса не возможно, а основное загрязнение может и вовсе не поддаться замеру, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Комментируя заявление главы Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского о создании в Москве системы, позволяющей проводить отборы воздуха вне зависимости от метеоусловий и времени суток, Яблоков отметил, что система нуждается в серьезных доработках и пока не может служить источником оперативной информации. Кроме того, страдает и оперативность оповещения жителей о загрязнении. «На данный момент МЧС только через пол дня доводит информацию до сведения население, но о том, что надо делать, доводит неграмотно», — заявил профессор. По словам участников заседания, помимо несовершенства системы контроля выбросов, выявить источник и тип загрязнения подчас мешает и федеральное законодательство — согласно закону 294-ФЗ, необходимо предварительно уведомлять предприятие о проведении внеплановой проверки. «Как только проверка завершена и инспектор „вышел за ворота“, предприятию ничего не мешает возобновить сверхнормативный выброс», — заявил Антон Кульбачевский.

Он отметил, что в настоящее время качество московской атмосферы контролирует сеть из 52 автоматических станций, отслеживающих 22 типа загрязняющих веществ. Кроме того, данные о работе станций доступны в интернете в режиме реального времени. Тем не менее, как подчеркнул Яблоков, проблему выбросов в городе это не решит. «Динамика есть, но эта динамика была заложена теми, кто работал до нас, когда было принято решение вывести предприятия за черту города», — заявил он. На данный момент городу не хватает контрольных служб, поэтому к работе необходимо подключать и научные центры, считает эксперт. В свою очередь заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич заявил о необходимости перенести отдельные станции контроля атмосферного воздуха с автомагистралей ближе к жилым домам, чтобы «они отражали качество воздуха, которым дышат москвичи, а не качество воздуха на самих автомагистралях».

Напомним, что помимо получившего широкую огласку, но все еще не до конца расследованного выброса сероводорода в Москве, известны случаи выбросов ртути и фенола. Кроме того, 1 февраля в Мосэкомониторинге сообщили о жалобах жителей ряда районов столицы на запахи нефтехимии, бензина, газа. В свою очередь в Мосгазе заявили о двадцатикратном превышении уровня ацетилацетата в восточной части города (по данным некоторых СМИ — этилацетата), однако в столичном отделении МЧС эти данные не подтвердили, подчеркнув, что пробы воздуха не выявили превышения содержания опасных веществ. Позднее стало известно, что проводится внеплановая проверка промышленных предприятий сотрудниками АО «Мосводоканал». Однако тип вещества и виновник возможного загрязнения не указаны.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.