Историю ледового трамвая представляют в Петербурге

Санкт-Петербург, 2 февраля 2015, 18:56 — REGNUM  В Музее электрического транспорта Санкт-Петербурга открылась выставка, посвящённая 120-летию ледового трамвая. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 2 февраля, в пресс-службе городского комитета по транспорту.

В феврале 1895 года по скованной льдом Неве побежали первые в городе пассажирские вагоны на электрической тяге. В честь знаменательной даты сотрудники Музея городского электрического транспорта подготовили специальную выставку, которая начинает работу 3 февраля. Посетители смогут увидеть уникальные экспонаты — чертежи, рисунки и макеты, которые открыты для всеобщего обозрения впервые.

Первые маршруты напоминали аттракцион «американские горки»: вагоны двигались по наклонно уложенным рельсам, разгоняясь под действием силы тяжести. Горожан перевозили с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Но уже в следующую зиму миниатюрные открытые вагоны, рассчитанные на 20 пассажиров, заменил настоящий трамвай — на электрической тяге, как его стали называть, «ледовый трамвай».

Ледовые вагоны не сохранились, зато уцелели уникальные исторические чертежи: технические рисунки вагонов, схемы маршрутов и контактной сети. Шпалы и рельсы были уложены прямо по льду, вагоны получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Переправой по льду Невы пользовались до 900 тысяч пассажиров за сезон. Перевозки открывали после официального разрешения речной полиции, замерявшей толщину и прочность льда. Первая линия такого трамвая проходила от Зимнего дворца до Мытнинской набережной, затем появился маршрут от Сенатской площади до Румянцевского сквера, впоследствии к ним прибавились ещё два: от Суворовской площади до Сампсониевского проспекта и от Суворовской площади до домика Петра I.

В музее представлены также исторические фотографии и подлинные цветные открытки начала XX века, на которых изображен ледовый трамвай. Ядро музейной экспозиции — макет, позволяющий составить полное представление о проекте «Товарищества для эксплуатации электричества М.М.Подобедова и Ко».

Любопытно, что ледовый трамвай появился в Петербурге вследствие хозяйственного спора. В 1880 году инженер Федор Пироцкий проводил на улицах Северной столицы России испытание двухэтажного коночного вагона, работающего при помощи электричества. Это и был первый российский трамвай. Однако начинанию стало противодействовать акционерное общество конно-железных дорог, обеспокоенное конкуренцией и возможным снижением прибыли. Поскольку этот перевозчик закрепил за собой юридическое право на строительство и использование рельсового транспорта на земельных участках города, свободными оставались только речные пространства. Так и появилось оригинальное техническое решение.

Ледовый трамвай ходил вплоть до зимы 1911 года — уже наряду со своим сухопутным собратом. С пуском обычного трамвая в Петербурге в 1907 году рентабельность электрических переправ по льду Невы стала снижаться, и они со временем прекратили свое существование.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.04.17
Дети говорят о войне: акция памяти на Ставрополье — фоторепортаж
NB!
30.04.17
Дружба США и Китая: пугающая реальность или сиюминутная конъюнктура?
NB!
30.04.17
Изнасилованная Окинава
NB!
30.04.17
В Калужской области скончался беженец с Донбасса, которому не дали убежища
NB!
30.04.17
Неделя в НХЛ: полуфинал Кубка Стэнли — в самом разгаре
NB!
30.04.17
«Спартак» второй раз в сезоне обыграл ЦСКА
NB!
30.04.17
Украина готовится к авиационной атаке на Донбасс
NB!
30.04.17
Выборы в Иране: Джахангири в президенты, Рухани в рахбары?
NB!
30.04.17
Столичная «кошмарная демонстрация обрубков»: инвалиды требуют войны
NB!
30.04.17
«По закону» или «по понятиям»: как Великобритания уходит из ЕС
NB!
30.04.17
Ватикан напоминает Баку: Азербайджан – древняя страна христианства
NB!
30.04.17
«Жизнь Чернышевского». Вторая серия
NB!
30.04.17
Тони Блэр: Тереза Мэй скрывает реальные последствия Brexit
NB!
30.04.17
Евросоюз не поддается давлению Эрдогана
NB!
30.04.17
Политическая рулетка распоясавшихся игроманов
NB!
30.04.17
Шоу для юного зрителя: Украинские ракеты «Ольха» и «Гром-2»
NB!
30.04.17
El País: «В Москве выселят 1,6 миллиона человек»
NB!
30.04.17
Соцопрос: Ни Макрон, ни Ле Пен не смогут объединить французов
NB!
30.04.17
Афганские банды — результат 16-летней оккупации этой страны США
NB!
30.04.17
Среди зноя и пыли мы с Будённым ходили на рысях на большие дела...
NB!
30.04.17
Экономика: как очистить данные от эмоций
NB!
30.04.17
Как Макрон притворится президентом?