Колыбелью жизни могут стать газовые гиганты вблизи красных карликов

Весь мир, 2 февраля 2015, 16:32 — REGNUM  Подобные Земле планеты, потенциально пригодные для жизни, могут существовать вблизи звездных объектов спектрального класса М 6,5 при условии, что изначально они образуются в виде планет-гигантов, а затем под воздействием звезды теряют свою газовую оболочку, превращаясь в планету земной группы. Подобные пары — красный карлик с газовой планетой на орбите — уже были открыты учеными ранее. Возможность превращения газовой планеты, подобной Нептуну, в планету земной группы с подходящими для возникновения жизни условиями выясняли ученые в статье, опубликованной в журнале «American astronomical society».

Звезды, названные в статье «late M dwarfs», имеют небольшую массу (много меньше солнечной) и невысокую температуру (около 3000 К, что сравнимо с температурой спирали в лампе накаливая). Именно потому, что термоядерные процессы в такой звезде происходят не слишком интенсивно, срок жизни ее растягивается на десятки миллиардов лет, что является достаточным сроком для возникновения и развития жизни при подходящих условиях. Как раз возле таких красных карликов или самых горячих звезд из группы бурых карликов и были обнаружены газовые планеты. Одна из обнаруженных около красного карлика планет вращалась около светила на расстоянии всего в 6 миллионов километров (для сравнения: земная орбита удалена от Солнца на 150 млн км).

С одной стороны, планета должна находиться достаточно близко к звезде, чтобы на ее поверхности сформировалась оптимальная для развития жизни температура. С другой — интенсивное излучение и сильное магнитное поле звезды не позволят сформироваться атмосфере на планете земной группы, будь она вблизи такого светила.

Американские ученые считают, что как раз эти неблагоприятные для формирования атмосферы факторы могут способствовать формированию планет земной группы из газовых гигантов.

К газовым гигантам в Солнечной системе относят планеты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. У таких планет нет четко выраженной поверхности: газовая атмосфера постепенно сгущается, превращаясь под давлением в жидкость. Если бы воображаемый наблюдатель начал падение на такую планету, то он никогда бы не ударился о поверхность планеты, постепенно падая в ее недра.

Внутри газовых гигантов находится твердое каменное или металлическое ядро. Ученые полагают, что звезда могла бы притянуть к себе такой мини-Нептун на более близкие орбиты в так называемую «зону жизни». Попав под рентгеновскую и ультрафиолетовую бомбардировку, газовая оболочка холодного мира газового гиганта постепенно развеется, а многочисленные вкрапления льда, содержащиеся в нижних слоях оболочки планеты сформируют гидросферу планеты, на которой, возможно, сможет развиться жизнь.

Конечно, такая трансформация происходит не со 100% вероятностью. Множество факторов может помешать подобному сценарию. Если газовый гигант подойдет к звезде слишком быстро, то вместе с газовой оболочкой испарится и развеется в космосе и вся содержащаяся на планете вода. Если же светило будет испарять «мини-Нептун» очень медленно, то планета сохранит слишком толстую газовую оболочку, сделав ее также непригодной для развития жизни.

Несмотря на это, ученые надеются в скором времени обнаружить такую планету у одной из самых многочисленных групп звезд в нашей вселенной.

Кстати, ближайшая к нам звезда Проксима Центавра (по-гречески проксима — ближайшая) является именно красным карликом. Светило массой в 7 раз меньше Солнца, вмещающее в себя около 150 масс Юпитера, находится совсем рядом. Наблюдатель, перемещающийся со скоростью света, достиг бы его всего за 4,22 года. Газовых гигантов возле Проксимы не обнаружено, но там вполне возможна маленькая каменная планета. Выяснить это ученым еще только предстоит.

×