На прошлой неделе в Киеве шахтеры вышли протестовать против поставок на Украину электричества из России.

Так, 28 января под стенами Кабмина собрались около 500 шахтеров. Список их требований был достаточно широк. Во-первых — возвращение дотаций украинской угольной отрасли. Еще в первое пришествие в правительство премьер-министр Украины Арсений Яценюк обещал значительно урезать дотации для государственных шахт Украины. Кроме того, в правительственной программе было предусмотрено закрытие и консервация 56 шахт. В итоге на подконтрольной Украине территории останется всего 35 шахт, которых тоже ждут глобальные перемены. «Мы хотим подготовить к приватизации все 35 шахт, которые находятся на подконтрольной властям территории Украины. Мы проводим предприватизационную подготовку, и думаю, что в апреле мы уже выставим первые шахты. Это будут шахты в основном Львовско-Волынского бассейна», — заявил 27 января первый заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Зюков.

Кроме того, принятый в декабре бюджет на 2015 год предусматривает значительное сокращение дотаций и социальных гарантий шахтерам. Вот митингующие и вышли требовать восстановления своих соцгарантий, а также индексации зарплат и пенсий. «Правительство лишило отрасль поддержки, не дав ни копейки на развитие и техническое оснащение, капремонт и строительство. Речь идет о судьбе 160 тысяч шахтерских семей, 15 февраля будет пересматриваться бюджет, и мы хотим, чтобы премьер и Кабмин учли наши требования», — заявил председатель профсоюза работников угольной промышленности Украины Виктор Турманов.

Отдельная проблема связана с невыплатой зарплат. Шахтеры жалуются — уголь на складах во Львовской области есть. Но его правительство просто не выкупает. По мнению шахтеров, виновна в этом… Россия. А точнее, контракт о поставках электроэнергии из России. Его в конце прошлого года заключили, чтобы избежать веерных отключений. Большинство украинских ТЭС работают на антраците и других марках угля, которые добываются лишь в Донбассе. После начала боевых действий на Востоке возник серьезный дефицит угля, который грозил завершиться блэкаутом. По итогу Украине пришлось договариваться о поставках угля и напрямую электроэнергии из России. И, по мнению шахтеров, это окончательно добивает их отрасль.

«Как мы можем закупать электроэнергию за границей, не загрузив собственные мощности, особенно тех электростанций, которые работают на угле, добытом у нас? Рабочая группа должна будет дать ответ: какой должна быть нагрузка, какой должна быть цена в этом году, и это должна быть публичная информация», — заявил народный депутат Украины Олег Мусий.

Шахтеры обвиняют министра энергетики Владимира Демчишина в непрофессионализме и чуть ли не в саботаже. «Из-за непрофессиональных действий министра энергетики Владимира Демчишина угольная отрасль Украины оказалась на грани уничтожения. Непонятно, почему Украина, признавшая Россию страной-агрессором, готова покупать у нее электроэнергию и уголь, в то время как украинские шахтеры уже несколько месяцев не получают зарплату», — заявил заместитель председателя Профсоюза работников угольной промышленности Валерий Мамченко.

По данным профсоюза, украинские ТЭС получают 72 копейки за 1 киловатт энергии, российским Киев платит по 85 копеек. Кроме того, по мнению шахтеров, контракт налагает на Украину обязательства поставлять российскую электроэнергию круглый год, а не только в периоды дефицита. Иначе — 2 миллиарда гривен штрафа.

Таким образом, украинский уголь не покупают. На складах находится 100 тысяч тонн угля, который не покупают ТЭС. При этом в отрасли круговая задолженность. «Энергорынок» не может рассчитаться с ТЭС. ТЭС — с шахтами. Шахты — с горняками.

На протест попытался отреагировать украинский премьер. Во время встречи с профсоюзами шахтеров он пообещал разобраться в проблеме и найти выход. «Хочу дать поручение министру энергетики Украины безотлагательно создать согласительную комиссию с профсоюзами шахтеров, работниками государственных шахт, нашими угольщиками. Чтобы все знали, какая программа реформирования угольной отрасли на Украине. Люди должны знать, что завтра у них будет работа, а если та или иная шахта попадет под сокращение, то какую финансовую компенсацию эти люди получат», — заявил Яценюк.

И как заявил депутат Олег Мусий — министр здравоохранения в первом правительстве Яценюка — рабочая группа протестующих с премьером нашла общий язык. Решить проблемы отрасли предлагают через все ту же приватизацию. «Частные компании пообещали полностью выкупать уголь, добытый на шахтах Западной Украины, а также инвестиции в угольную отрасль, модернизацию производства. У меня есть большая надежда, что задекларированные правительством и частными компаниями обещания будут выполнены», — сказал Мусий. А вот о пересмотре бюджета власти пока не говорят. Однако шахтеры обещают — если дело ограничится обещаниями, вновь выйдут на улицы.

«Давайте понимать, что давят правительство не шахтеры, а владельцы угольного бизнеса, прежде всего», — заявил в комментарии ИА REGNUM политический аналитик Дмитрий Джангиров. «Они требуют субсидий. Это поддержка, и они (субсидии) давали колоссальный простор для махинаций. Второе — это, разумеется, уголь который поступает из России. Российский ли это уголь или уголь из Донецка и Луганска — это вопрос, но это борьба против Ахметова, прежде всего… Это внутривидовая олигархическая борьба. Если денег в стране становится меньше, обостряется конкуренция за ресурс. Если закупают там, то не закупают в других местах. И переговоры с шахтерами здесь ни при чем. Правительство должно вступить в переговоры с владельцами угольного бизнеса. Шахтеры — лишь инструмент давления».

Энергетический эксперт Валентин Землянский вместе с тем отмечает, что интересы владельцев угольного бизнеса в настоящий момент совпадают с интересами Украины. «Угольный контракт напрямую влияет и на добычу угля, и на производство электроэнергии на Украине. Положения контракта принуждают генерирующие компании останавливать блоки, чтобы импортная электроэнергия поступала на украинский рынок. Вопрос, что решит правительство, отменит ли контракт с Россией. Прогнозировать решения правительства Яценюка достаточно тяжело. Понятно, что в контракте с Россией есть существенный политический элемент. Но я думаю, что компромисс будет найден и ситуация не будет в том виде, в котором она есть на сегодняшний день», — прогнозирует специалист.