Парламентарии Башкирии констатировали, что с 1 сентября 2015 года учебники башкирского языка и других предметов регионального компонента в школах Башкирии будут использоваться нелегально. Как сообщили ИА REGNUM в Госсобрании РБ, на заседании комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике выяснилось, что подать заявку на включение региональных учебников в федеральный перечень до 15 февраля года республика не успевает.

Прокуратура республики уже опротестовала закон «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений» как противоречащий федеральному «Об образовании». По закону «Об образовании», вступившем в силу в 2013 году, обучение в школах может вестись только по учебным пособиям, которые включены в федеральный перечень рекомендуемых. После обновления списка в 2014 году, из него выпали все региональные учебники. Регионы могут ежегодно до 15 февраля заявлять свои учебники, необходимые для обучения по региональному компоненту, на рассмотрение комиссии Минобрнауки РФ, которая принимает решение о их включении в федеральный перечень. На сегодня этим правом воспользовались в Татарстане (55 книг) и Хакасии (10 книг).

Замминистра образования РБ Венера Валеева мотивировала это упущение тем, что для подачи учебников на рассмотрение комиссии необходимо пройти сначала научную, педагогическую и общественную экспертизу в Российской академии наук и Российской академии образования. «Три экспертизы только для одного учебника „Алифба“ обошлись бы в 514 тыс. рублей, — посетовала замминистра.- Сегодня этих денег нет. Помимо экспертизы необходимо, чтобы учебники обязательно имели электронную версию, у наших учебников электронных аналогов нет».

«В данном случае от республиканских законодателей требуется внести чисто техническую поправку в региональный закон об учебниках, а вот Министерству образования РБ придется основательно поработать — осуществить инвентаризацию всех региональных учебников, — прокомментировал ситуацию ИА REGNUM историк Ильдар Габдрафиков. — Вполне вероятно, что часть региональных учебников не сможет получить положительного экспертного заключения».

О том, что содержание региональных учебников оставляет желать лучшего, в Министерстве образования РБ стараются не вспоминать, в то время как научная и родительская общественность неоднократно указывала на определенную «однобокость» существующих учебных пособий.

«Родительская общественность Башкирии давно говорит и пишет в различные инстанции об учебниках регионального компонента, не прошедших экспертизу, — напоминает агентству координатор родительского движения Галина Лучкина.- Например, учебники по культуре Башкортостана не выдерживают никакой критики: посредственные переводы посредственных авторов отнюдь не способствуют развитию эстетического вкуса у наших детей, а тексты со спорными политическими оценками действий России и русских могут нанести психологическую травму русским школьникам».

«В учебниках, предназначенных для детей младшего подросткового возраста говорится о том, что Россия только колонизировала и ассимилировала башкир, — утверждает Лучкина. — Коротко, буквально в двух строках, говорится о роли русского народа в освоении нашего края, зато красочно и подробно рассказывается о башкирских восстаниях и стремлении башкир жить вне России. Про другие народы, веками живущих на территории современной Башкирии, упомянуто вскользь, и учебников этих не один и не два, а десять!»

Отмечается и сложность изложения учебного материала. «Учебники башкирского языка перегружены грамматикой, изобилуют падежами, склонениями, бесконечными правилами, которыми носители языка не пользуются даже в литературной речи, — продолжает общественница. — На уроках башкирского языка в младших классах используются непонятные детям грамматические термины и понятия, которые на уроках русского языка будут изучаться ими только через несколько лет. Кому нужны эти учебники, кроме тех, кто их издает? Учебники убоги во всех отношениях и будет удивительно, если они пройдут экспертизу. Если думать о детях, то учебники регионального компонента должны быть такими, чтобы дети полюбили еще больше наш край и людей, в нем живущих».

Научная и педагогическая общественность Башкирии не раз заявляла о готовности начать работу над новыми региональными пособиями, дополняющими базовые учебники по русскому языку, литературе и истории, однако эти предложения Минобром РБ игнорировались.

«Научное сообщество Башкирии в состоянии создать качественные региональные пособия по предметам гуманитарного и исторического цикла, — уверен ректор БАГСУ Сергей Лаврентьев. — Отдельная тема — экспертная оценка этих пособий. Региональные пособия не должны страдать однобокостью: если в них очень подробно говорится о башкирских восстаниях, то достаточно подробно должно говориться и о развитии горнозаводского дела».