Какими видят проблемы моногорода его жители? Кому нужно помогать в первую очередь? Депутат Совета городского округа города Кумертау Артем Дъяченко в беседе с корреспондентом ИА REGNUM размышляет о поиске разрешения проблем для родного города.

ИА REGNUM: Всегда ли моногород — это плохо? Например, Межгорье, закрытый монопрофильный город в Белорецком районе Башкирии, одно время позиционировался как «уникальный пример социума, где все живут одной семьёй»?

Как предприниматель-производственник, не вижу в моногородах ничего замечательного. Моногород — это всегда отсутствие выбора и здоровой конкуренции, а отсутствие выбора и здоровой конкуренции — это всегда замедление развития.

ИА REGNUM: Насколько ваш город Кумертау типичен как монопрофильный город? Насколько проблемы Кумертау близки к проблемам других моногородов Башкирии?

Как известно, к моногороду можно отнести населенный пункт, если 25% его трудоспособного населения работает на одном, градообразующем предприятии и (или) не менее 50% выпускаемой продукции производится в одном месте. Таким критериям Кумертау соответствует вполне, так как около 70% продукции, выпускаемой городом, производится в ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП). Сейчас там трудятся 3,7 тыс человек — каждый третий работающий горожанин. Кумертау всегда обладал некоторой спецификой, и все же, как я считаю, его проблемы весьма схожи проблемами моногородов всей России, а не только Башкирии. В 2009 году в Башкирии насчитывалось 12 моногородов. В них проживало около 16% населения региона, и производилось 25% внутреннего валового продукта. К 2015 году моногородов в республике осталось 6, из них только Кумертау и Белорецк вошли в список 75 российских городов, социально-экономическое положение которых правительство РФ считает «наиболее сложным».

ИА REGNUM: В Белебее градообразующим предприятием является завод по выпуску деталей для автомобилестроения ОАО «Автонормаль», чья деятельность напрямую зависит от ОАО «АвтоВАЗ». Тяжёлое положение «АвтоВАЗ» отражается и на всех связанных с ним предприятиях. Но что случилось с КумАПП? Ведь еще в 2010 году, незадолго до своей вынужденной отставки тогдашний премьер-министр Башкирии Раиль Сарбаев утверждал, что «более или менее складывается ситуация по городу Кумертау: открыта хорошая кредитная линия, до 10 млн долларов».

А в 2012 году министр экономического развития РБ Евгений Маврин заявил, что должен сформироваться проект дорожной карты действий, которая сможет сделать Кумертау вертолетной Меккой России. Лет пять назад занятых на «КумАПП» было около 4,5 тысяч. С 2009 года на предприятии продолжается снижение количества работающих, в 2012-2013 годы произошло снижение объемов производства. Но не только поэтому город попал в списки «сложных» моногородов. Жалкое существование влачит машзавод «Искра», сократил производство хлебокомбинат. При этом количество предприятий не сократилось, а даже растет, но это все предприятия среднего или малого бизнеса, и производством продукции занимаются единицы. Количество рабочих мест практически не растет.

ИА REGNUM: В таком случае в Кумертау зашкаливает уровень безработицы?

Я бы не сказал. Уровень безработицы сравним со средним по региону. Активная молодежь уезжает из Кумертау в другие города республики, устраивается на работу вахтовым методом в других регионах страны. Есть и те, кому просто лень встать на учет. Среди таких лентяев немало и наркозависимых. Если героиновая наркозависимость по городу не растет или даже снижается, то употребление так называемых «спайсов» угрожающе выросло. Какое-то время в городе едва ли не открыто, на глазах у полицейских, продавался так называемый «нас». Общественность города била тревогу, а правоохранители не реагировали должным образом.

ИА REGNUM: Но ведь внешне в городе все выглядит достаточно благополучно, открывается новые торговые центры, заработал физкультурно-оздоровительный комплекс

Как говорят мне молодые избиратели, «Зачем нам новые магазины, если нам негде заработать деньги, которые мы сможем потратить в новых магазинах?». В первую очередь нужно развивать производство, а торговля и сфера обслуживания, как мясо на кости, нарастут позже.

ИА REGNUM: В Башкирии разрабатывается долгосрочная целевая программа развития и поддержки предпринимательства, предусмотрены субсидии моногородам, предоставляются субсидии организациям инфраструктуры на реализацию проектов по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса. Кумертау это ощущает?

Нельзя сказать, что помощь не оказывается вовсе. Но сколько от этой помощи доходит до производственников? Почти ничего. Помощь должна быть адресной. Не работает схема, по которой владельцы прачечных будут обслуживать парикмахеров, а те, в свою очередь, булочников и так далее, по кругу, без всякого участия реального производства. Разрекламированные бизнес-инкубаторы должны работать на увеличение производства, а не на увеличение числа офисов и бутиков.

ИА REGNUM: В чем же выход для Кумертау и для других городов Башкирии?

Для Кумертау перспективны несколько направлений. Кумертау может стать неплохим логистическим центром. Поскольку здесь интересная природа и история близлежащих населенных пунктов (один старинный Шоттовский парк чего стоит!), в окрестностях города могут развиваться разные виды туризма. Но главное, как и для всех городов — развитие производственного сектора. Многие это понимают. Уже сейчас в городе успешно осваивается производство сухих строительных смесей и пазогребневых плит, создается угольный кластер. Дорогу осилит идущий.

Справка

Город Кумертау, появившийся на карте Башкирии и России в 1953 году, своим рождением обязан месторождению бурого угля. Площадь города- 170 квадратных километров. Количество населения — 66, 5 тыс. человек. Городской округ расположен в 250 км от Уфы и в 150 км от Оренбурга, в предгорьях южной части Уральских гор, на границе Башкирии и Оренбургской области. Промышленное производство представлено различными видами экономической деятельности. Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства имеют предприятия по производству транспортных средств, машин и оборудования, электрооборудования, пищевых продуктов, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Самое крупное промышленное предприятие на территории городского округа — ОАО «КумАПП», имеет немалый интеллектуальный и технологический потенциал, опыт серийного производства сложнейшей авиационной техники, входит в российский вертолетостроительный холдинг ОАО «Вертолеты России».