Депутат Сейма Ирина Розова, которая принадлежит к Избирательной акции поляков Литвы, была шокирована выпадом вандалов, которые раскрасили дом её дочери надписями «Русские — проваливайте домой». Как пишет сегодня, 29 января, портал Lrytas.lt, дочь сообщила ей об этом ранним утром.

«Вы сами понимаете, как я себя сейчас чувствую… Дочь позвонила мне в семь часов утра. Повела детей в школу, а позвонившие соседи сказали, чтобы она посмотрела, что написано на её доме. Когда вы увидите эти надписи, поймёте, что это не просто вандалы», — сказала Розова.

Политик связывает это происшествие со своими высказываниями во время мероприятия, посвященного 70-летию освобождения Клайпеды. Розова опасается за своих близких — её удивило, что мишенью была выбрана дочь с семьей.

«Я думаю, что это связано с мероприятиям в Клайпеде, где я выступила с речью. Видимо, кому-то не нравится то, что я говорю и думаю. Но при чём здесь мои дети? Я не могу этого понять. Мне страшно за своих внуков. Для детей это большая травма, которая легко не пройдёт», — сказала член Сейма. Она предположила, что по её месту жительства такое было бы трудно устроить — она живёт в квартире, поэтому вандалы не могут разрисовать, например, её балкон оскорбительными надписями.

Ранее таких выпадов против политика не было. В декабре Розова обратилась к прокурорам по поводу комментариев в интернете, оскорбляющих её честь и достоинство. Но досудебное расследование не было начато. Как отмечает корреспондент ИА REGNUM, в отношении других комментаторов в интернете, которые позволяют себе оскорблять правящую элиту или, например, президента Литвы, расследования возбуждаются регулярно. Розова ранее работала помощником члена европарламентария Вальдемара Томашевского. Она является членом партии «Русский альянс».

В свою очередь, либерал Эугениюс Гентвилас, бывший мэр Клайпеды, экс-руководитель порта, в интервью агентству BNS предположил, что дом разрисовала едва ли не сама дочка Розовой. По его словам, «нельзя исключать, что организаторы связаны с внешними силами, которые сами обвиняют всех в фашизме, кроме себя». Политик назвал инцидент «провокацией».

Напомним, Неизвестные минувшей ночью, 29 января, разрисовали дом Валерии Щербиной — дочери вице-председателя партии «Русский альянс», депутата Сейма Литвы Ирины Розовой. Как рассказала Щербина радиостанции Laluna, рано утром им позвонил сосед, который сказал, что их дом разрисован. В итоге оказалось: дом в посёлке Таураловка под Клайпедой разрисован с трёх сторон. На одной во всю стену красной краской изображена звезда, на других по-литовски написано «Русские, проваливайте домой», «Свобода Литве, русские — проваливайте», «Русским нет» и т.д.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 27 января в Клайпеде прошло мероприятие по случаю 70-летия освобождения города от фашистских захватчиков, на котором присутствовали российские дипломаты, а члены «Русского альянса» выступили, рассказывая о подвиге Красной армии и возвращении Клайпеды в состав Литвы. Мероприятие возмутило консерваторов. Так, член Сейма от фракции партии «Союз Отечества» — Христианские демократы Литвы Агне Билотайте возмутилась, что место мероприятия украшали Георгиевские ленточки. Политика также возмутило, что во время мероприятия участники винили в конфликте на Украине саму власть этой страны. По словам Билотайте, в то время как «Россия активно проводит атаки против Украины, а в Мариуполе погибают люди, борющиеся за свободу, и безоружное мирное население, представители русской общины Литвы позорят всю русскую национальную общину, публично выражая поддержку таким действиям путинского режима».

«Такие мероприятия и высказывания политиков, называющих себя представителями русской общины, только увеличивают национальное напряжение между русской общиной и гражданами Литвы всех национальностей, осуждающих агрессию России на Украине, помимо этого, дискредитируют и организаторов праздника, и участвующие в нём партии, — говорила член Сейма. — Шокирует то, что участники мероприятия, баллотирующиеся в Клайпедский горсовет, в войне на Украине открыто винят именно украинскую якобы реваншистскую власть, которой, наверное, посоветовали бы спокойно смириться с оккупацией восточных территорий и Крыма». Сомнения у члена Сейма вызвала и осмысленность самого праздника. Она обратила внимание на то, что Клайпеда в конце Второй мировой войны «так и не была освобождена, изменились только её захватчики».

На сайте МИД России о Клайпедской операции говорится следующее: 27 января 1945 года 4-я ударная армия под командованием генерал-лейтенанта П.Малышева, в состав которой входила 16-я Литовская стрелковая дивизия (командир — генерал-майор А.Урбшас), начала наступление на окруженную в городе группировку гитлеровских войск и штурм Клайпеды. В городе разгорелось ожесточенное сражение. Особенно упорные и кровопролитные бои происходили в районе казарм и железнодорожного вокзала. Несмотря на отчаянное сопротивление гитлеровцев, советские войска оттеснили их и ворвались в порт. В результате двухдневных боев 28 января 1945 года Клайпеда была освобождена от гитлеровских захватчиков. После освобождения города потребовалось ещё несколько дней для того, чтобы разминировать его здания и руины.

Во время штурма Клайпеды 28 января 1945 года 113-й стрелковый полк 32-й стрелковой дивизии и 156-й полк Литовской стрелковой дивизии 4-й ударной армии получили приказ переправиться через залив на Куршскую косу, чтобы не дать отходившим частям вермахта соединиться с Кёнигсбергской группировкой. Утром следующего дня разведывательная группа из 7 человек 113-го стрелкового полка по льду залива перебралась на Куршскую косу около хутора Алкснине. Артиллерийский огонь противника препятствовал переправе, и только под прикрытием дымовой завесы бойцы заняли плацдарм и удерживали его до подхода главных сил. Минометный огонь неприятеля взломал лёд залива и помешал полку своевременно переправиться на косу. Все это время разведгруппа в условиях круговой обороны вела бой с превосходящими силами противника. Бойцам-разведчикам посмертно было присвоено звание Героев Советского Союза. В ночь на 30 января полк смог атаковать на Куршской косе германские войска, которые, не выдержав натиска, вынуждены были отходить к морю, где на рейде стояли корабли. Бои на косе продолжались до 7 февраля.

Павшие при взятии Клайпеды воины были захоронены на территории города в братских могилах. В том же 1945 году было создано воинское кладбище, на котором были похоронены 685 воинов. Имена 18 из них остаются неизвестными. В 1975 году кладбище было реконструировано, был создан воинский мемориал. Рядом с братскими могилами погребены 7 героев Советского Союза: капитан В.Фомин, капитан И.Полозков, лейтенант М.Ларин, лейтенант А.Кулик, лейтенант И.Лапушкин, лейтенант Е.Белинский, младший сержант А.Портянко.

На Куршской косе на 9-м километре шоссе Клайпеда-Нида на месте гибели разведывательной группы 113-го стрелкового полка также был создан мемориал. Так — подвигами и ценой жизни советских воинов — освобождалась Клайпедская земля. Многие из советских солдат и офицеров увидели Литву впервые в жизни и, выполняя воинский и человеческий долг, пришли сюда и умерли за то, чтобы эта земля и выход к Балтике вновь принадлежали Литве.

Литовские СМИ, в свою очередь, в эти дни тиражируют высказывания, что такая трактовка — это «советская пропаганда», а на самом деле якобы Красная Армия дождалась, когда город покинут гитлеровские войска, а затем вошла в него без боя. Откуда взялись погибшие и откуда появилась фото- и видеохроника взятия Клайпеды с боями современная литовская пропаганда не упоминает.

Отметим, что Клайпеда (Мемель) никогда не принадлежала Литве, а её присоединение состоялось в 1923 году в результате так называемого восстания, когда переодетые в гражданское солдаты регулярной армии Литвы проникли в город (на тот момент находился под протекторатом Франции, а ранее принадлежал Германии) и совершили вооруженное восстание, которое преподносилось как мятеж местной общины литовцев.

После подавления немногочисленных вооруженных сил французов и немцев переодетые литовские солдаты от имени местных жителей попросили о присоединении к Литве, что и было сделано в тогдашней столице — Каунасе. Вильнюс на тот момент принадлежал Польше. Во время фашистской оккупации Германия вернула себе Клайпеду, а в город приезжал лично Гитлер. Окончательно литовским город стал благодаря СССР, который оставил эту территорию за республикой. Впрочем, как и Вильнюс, который Литве вернул Сталин. Впрочем, официальная историография считает, что пять веков назад Клайпеда была литовской, поэтому присоединение этого региона нужно расценивать как воссоединение.