Национальное собрание Белоруссии в декабре 2014 года приняло, а Александр Лукашенко 10 января подписал закон №244-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам военного положения», согласно которым военной угрозой, служащей основанием для введения военного положения, отныне считается «концентрация вооруженных сил другого государства (других государств) вдоль Государственной границы Республики Беларусь, указывающая на реальное намерение применить вооруженную силу против независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя Республики Беларусь». Также заслуживает внимания положение, согласно которому «нападением независимо от объявления войны другим государством (другими государствами)» признаётся «засылка другим государством (другими государствами) или от имени другого государства (других государств) на территорию Республики Беларусь вооруженных банд (групп), иррегулярных сил, наемников или подразделений регулярных войск, применяющих вооруженную силу против Республики Беларусь».

Вскоре Минобороны Белоруссии приступило к демонстрации своей военной мощи и проинформировало о проведении с 23 января отработки всех элементов взаимодействия, в том числе с боевой стрельбой, проверяя рассредоточение авиации ВВС и войск ПВО, усиление охраны госграницы подразделениями Вооруженных сил, практические занятия по приведению воинских частей в высшие степени боевой готовности и т.д. Минобороны Белоруссии указало на небывалую по масштабам активность республик Прибалтики по интенсификации мероприятий оперативной и боевой подготовки, отметив: «Наряду с усилением авиационной составляющей стран-членов НАТО в странах Прибалтики, выполняющих функции по охране воздушного пространства, альянс планомерно сосредотачивает у границ Республики Беларусь дополнительные воинские контингенты, оснащенные тяжелым вооружением».

С чем связана данная «игра мускулами» и готова ли Белоруссия не только законодательно, но и на деле к введению военного положения? Об этом 26 января корреспонденту ИА REGNUM рассказал белорусский политолог Николай Малишевский: — Сегодня даже базирующиеся в Киеве белорусские оппозиционные медиа утверждают, что (цитирую): «Белоруссия прописала „крымский сценарий“ в законе о военном положении». И теперь в Белоруссии военное положение могут ввести даже в случае так называемых «гибридных» конфликтов. Что это такое, никто толком вам не объяснит. Но поскольку западные масс-медиа всё время мусолят эту тему в антироссийском контексте, словосочетание очень популярно у минских и киевских пропагандистов «европейства», понимаемого как «жить как там, а работать как здесь».

Между тем, еще 4 года назад, когда по заказу министерства обороны Белоруссии воинские уставы были переведены на белорусский язык и создана система 120-тысячной национальной Территориальной обороны РБ, уже шла речь о готовности новейших белорусских формирований к маневренной войне 3-го поколения, основанной на принципах, возникших в период между двумя мировыми войнами. По данным масс-медиа, в настоящее время западными странами, прежде всего, входящими в НАТО, взята на вооружение концепция войны 4-го поколения. К армиям 3-го поколения относят вооруженные силы Украины и России.