Член правления и директор производства госконцерна Latvenergo Марис Куницкис опубликовал на портале bb.lv свою колонку, в которой пытается объяснить, почему падение цен на нефть не коснулось стоимости электроэнергии в Латвии.

«Мы в Латвии не очень зависим от динамики нефтяных цен, поскольку главным фактором ценообразования у нас служит, в основном, сырье для выработки импортируемой электроэнергия, в первую очередь из Скандинавии: гидроресурсы, уголь и атомная энергия. Генерация на двух Рижских ТЭЦ (а также литовских мощностей, работающий на голубом топливе) является вторым по значимости ценовым фактором. В этой связи возникает вопрос, как нефтяные котировки повлияют на газ», — пояснил представитель госконцерна.

«Цена на российский газ, который мы покупаем у „Латвийского газа“ (LG), определяется по среднему 9-месячному значению, поэтому пока мы резких колебаний не замечаем. В январе LG уже снизила нам цену на 7 евро за м3. По всей вероятности, она будет уменьшаться и достигнет минимума примерно в середине лета. Почувствуют ли это потребители электроэнергии? Невозможно прогнозировать, как долго еще нефтяные котировки продержатся ниже отметки в 50 долларов за баррель. Но одно можно сказать определенно: лето наступившего года будет последним перед вводом в действие кабеля между Литвой и Швецией, благодаря которому и Литва, и Латвия технически войдут в скандинавскую зону биржи NordPoolSpot, характеризующуюся меньшими цензовыми колебаниями», — отметил Куницкис. То есть, в этом году в последний раз дешевая электроэнергия из Швеции может оказаться недоступной из-за недостаточной мощности ЛЭП на эстонско-латвийской границе, пояснил он.

«Такая ситуация сложилась прошлым летом: на пике потребления мы вынуждены были задействовать наши ТЭЦ даже в режиме конденсации, то есть, выпуская тепло в воздух. Очень возможно, что в этом году сложится похожая ситуация. И в таком случае рекордное падение закупочной цены на газ, наконец, заметно повлияет на цену электрогенерации, и его почувствует и потребитель в Латвии и Литве. В другое время и в другой ситуации, когда ТЭЦ не являются главным источником генерации в регионе, в нашей ценовой области электроэнергия дешеветь не будет», — пишет специалист.

«Возрастет ли загрузка ТЭЦ, если топливо подешевеет? Это могло бы случиться, если бы стерлась разница между стоимостью производства электроэнергии из газа и из более дешевых видов сырья. Однако я не думаю, что „вилка“ будет достаточной, чтобы оказать существенное влияние на объемы газовой генерации. Но мы можем это делать, обе ТЭЦ находятся в полной готовности. Мы инвестировали средства в дополнительное оборудование для газовых турбин, которое позволит нам, во-первых, в будущем работать с LNG-газом, поскольку турбины смогут реагировать на смену сырья, и, во-вторых, гораздо более гибко регулировать режим работы турбин в зависимости от суточных колебаний биржевой цены. Это ловкий трюк с точки зрения классической энергетики, который раньше невозможно было себе представить: базовая мощность включалась и работала в заданном режиме до выключения. Можем ли мы, наконец, манипулировать различным сырьем от разных поставщиков? Litgas активно рекламирует возможности терминала сжиженного газа в Клайпеде, которые мы взвешиваем и даже ведем переговоры. В будущем, после либерализации газового рынка в Латвии, намеченного на 2017 год, а, возможно и раньше, когда инфраструктура „Латвийского газа“ станет доступна для третьих лиц, мы сможем покупать сжиженный газ не только у литовских фирм, но и приобретать какие-то партии сами у сторонних продавцов, используя инфраструктуру в Клайпеде», — обещает Марис Куницкис.

«Это может быть выгодно в определенные периоды при определенных условиях. Сжиженный газ котируется на бирже NBP в Великобритании. С российским газом колебания цены на него не коррелируют. Иногда на бирже сырье можно приобрести дешевле. Так, например, случилось прошлым летом — котировки снизились настолько, что, имей мы в своем доступе газовоз, терминал для приема и возможности для хранения, могли бы с выгодой купить партию на пару месяцев. Но если рассчитывать на долгосрочные поставки, то сжиженный газ обойдется дороже традиционного — от „Газпрома“», — добавляет Куницкис.

Напомним, на ближайшее время в Латвии намечена либерализация рынка электроэнергии, в рамках которой цены на нем поднимутся, как ожидается, на 40%.