ИА REGNUM публикует подборку наиболее значимых новостных сюжетов транспортно-транзитной отрасли Северо-Западного региона за прошедшую неделю.

«Балтийский СПГ»: картинка есть, проекта нет

На минувшей неделе «Газпром» окончательно определился с площадкой для «Балтийского СПГ». Завод по сжижению природного газа будет построен в районе морского порта Усть-Луга. Газета «Коммерсантъ» отмечает, что у проекта имеются экономические риски. «Поскольку пока сжиженный газ обходится дороже трубного, спрос на газ в целом снижается, а уровень цен, учитывая цены на нефть и нефтепродукты, также может существенно снизиться», — рассказал изданию главный аналитик UFS IC Балакирев. Кроме того, у «Газпрома» могут возникнуть сложности с технологиями. Получить их компании, по мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, неоткуда, поскольку никто не согласится стать ее поставщиком в условиях санкций. Кроме того, по мнению эксперта, Усть-Луга — это не самое подходящее место для строительства СПГ-терминала из-за того, что «фарватер (часть водного пространства, пригодная для судоходства) постоянно заносит песком». «Придется проводить регулярные дноуглубительные работы, что повысит конечную стоимость СПГ. Другая проблема проекта — в том, что выйти на внешние рынки из Балтийского моря трудно. Датские проливы, особенно Эллисон, не позволяют пропускать большие танкеры и газовозы, что скажется на объеме транспортировки», — приводит мнение Крутихина «Коммерсантъ». Главный аналитик UFS IC Илья Балакирев высказывается о «Балтийском СПГ» более позитивно. Он отмечает, что «в новых политических условиях это гибкий проект, дающий возможность прямой поставки в отдаленные страны Европы».

Новостной портал 47News сообщает, что строительство «Балтийского СПГ» мощностью 10 млн тонн в год (с возможностью расширения до 15 млн тонн в год) будет стоить порядка 12 миллиардов евро, что при сегодняшнем курсе составляет около 900 миллиардов рублей. С учетом того, что завод должен быть построен к 2020 году, «Газпрому» предстоит осваивать примерно 180 миллиардов рублей в год, отмечает издание.

Импорт через российские порты Финского залива будет снижаться

На прошлой неделе российские порты Балтийского моря подвели итоги грузопереработки за 2014 год. Суммарный грузооборот портов Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Усть-Луга и Высоцк увеличился на 4% и составил 209,6 млн тонн.

Рекордсмен по росту грузооборота — порт Усть-Луга. Терминалами порта за 12 месяцев 2014-го было обработано 72,6 млн тонн грузов, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за год вырос на 6% и составил 61,1 млн тонн. Порт Выборг также показывает десятипроцентный рост по грузам. По итогам года его грузооборот составил 1,7 млн тонн. Грузооборот порта Высоцк увеличился на 8% до 17,4 млн тонн. Приморск — единственный порт, который оказался в минусе по сравнению с прошлым годом. Его грузооборот снизился на 16 процентов (53,6 млн тонн грузов против 63,8 млн тонн в прошлом году).

Как пишет газета «Ведомости», импорт в портах Петербурга и Ленобласти в январе сократится примерно на 25-30%. По экспертным оценкам, импортные продовольственные грузы потеряли в декабре примерно 15-20% из-за колебаний валютных курсов. Поставки из арабских стран и стран Латинской Америки выросли в декабре на 10%. На рынке уже проходят рублевые сделки: некоторые поставщики соглашаются заключать контракты в рублях, сообщает издание со ссылкой на представителя FM Logistic.

Арктическую нефть будут перегружать через порт Мурманск

Как сообщает «Российская газета», заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский в ходе встречи с губернатором Мурманской области Мариной Ковтун заявил о том, что перевалка нефти, добываемой на российском шельфе арктических морей, будет происходить через порт Мурманск. С 2016 года в Мурманске будет налажена перевалка до 10 миллионов тонн углеводородов, в том числе с Приразломного месторождения (первую партию нефти оттуда планируют доставить уже в этом году). Здесь предполагается построить плавучее нефтехранилище. «Для вывоза нефти с шельфовых месторождений необходимы транспортные суда усиленного ледового класса и ледоколы, — цитирует Олерского издание. — Такими судами перевозить нефть до конечного потребителя невыгодно. Логичнее всего организовать перевалку нефти здесь, в незамерзающем глубоководном порту Мурманск. Он будет основной точкой перевалки наливных грузов из арктических морей».

На годовые показатели грузооборота Архангельского морского торгового порта повлияли санкции и освоение Арктики

Грузопоток Архангельского морского торгового порта в прошлом году снизился по всем направлениям, кроме каботажа. За 12 месяцев 2014 года существенно сократился импорт — с 70,3 тысячи тонн до 26,5 тысячи тонн грузов. В порту это объясняют экономической и политической ситуацией в стране, а также влиянием санкций. Показывает падение и объем экспортных грузов — 586,1 тысячи тонн грузов против 703,6 тысячи тонн грузов в прошлом году. Рост фиксируется только по перевозке каботажных грузов. Их объемы возросли с 598,1 тысячи тонн до 845,3 тысячи тонн за год. Это связано с развитием Арктического архипелага. «Осуществлялись заказы по доставке грузов от министерства обороны, а также по программе „Ямал — СПГ“», — пояснил ИА REGNUM представитель Архангельского порта.

Грузооборот портов Арктического бассейна РФ в 2014 году сократился на четверть

Всего портами Арктического бассейна РФ было обработано 35 млн тонн грузов, что 24,2% ниже, чем в прошлом году. Снижение перевалки наливных грузов портами бассейна составило 54,7% до 9,8 млн тонн, в том числе: порт Мурманск — на 87,7% с 10,9 млн тонн до 1,4 млн тонн, порт Архангельск (ООО «РН-Архангельскнефтепродукт») — на 12,5% до 2,4 млн тонн, информируют «Морские вести России».