Активисты градозащитной организации «Архнадзор» представили обновленную версию «красной книги» — реестра первостепенных угроз культурному наследию столицы. Вслед за снесенным до фасадов комплексом Домов Привалова в городе могут исчезнуть сразу 20 выявленных, но до сих пор не внесенных в охранный реестр памятников культуры и архитектуры, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Книга» появилась несколько лет назад. Ее составляют адреса домов, которые, в основном, еще не прошли комиссию при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия («сносная комиссия»), но уже снабжены готовыми инвестиционными проектами, предполагающими полный или частичный снос исторических построек. Как заявил координатор «Архнадзора» Рустем Рахматуллин, большая часть вошедших в список домов поставлены под угрозу еще в двухтысячных годах, но с приходом к власти новой администрации, вопреки ожиданиям общественности, они его не покинули, а, наоборот, обзавелись набором разрешительной документации на снос. «Минуло уже более четырех лет со смены городской администрации, а продолжают „взрываться мины“, заложенные еще тогда. И новая администрация подрывает их с новым энтузиазмом. А иногда и очень охотно принимает в этом участие», — заявил он.

Первыми в «расстрельном списке» архитектурных «излишеств» Москвы представлены два доходных дома на Ордынке: 4-этажный дом 1875 года постройки (Б.Ордынка, 20/4, стр. 1) и 6-этажный дом, построенный купцом Кузнецовым. Сейчас дома расселены и накрыты фальш-фасадами, но под строительной сеткой уже готов проект по их сносу в пользу возведения элитного жилого комплекса, заявляют в «Архнадзоре». Данные дома являются не памятниками, но зданиями исторической постройки, и хотя на рассмотрение «сносной комиссии» их еще не выставляли, власти города уже провели архитектурный конкурс, в котором победила корпорация «Баркли». «Это иллюстрация того, как телега в московских делах поставлена впереди лошади. Сначала идет проектирование, которое с юридической точки зрения ничтожно — это просто чье-то пожелание. Потом под этот проект начинают собирать бумаги, а потом, уже с большим комплектом бумаг, среди которых главной, почему-то, является решение межведомственной, как будто бы совещательной градостроительно-земельной комиссии при мэре (ГЗК), приходят на „сносную“ комиссию и говорят: „Смотрите, а мы уже все собрали, вот бумаги, нет только вашей“. Порядок должен быть обратным. Люди, собранные в сносной комиссии, сначала должны обсудить в принципе возможность сноса такого здания. Между тем у нас уже есть победитель конкурса», — заявил Рахматуллин. Аналогичная ситуация сложилась и вокруг дома на углу Покровки и Лялина переулка (Покровка, 36/1, стр 1). Это трехэтажное здание XVIII века, не получившее охранного статуса, либо, как отмечают градозащитники, умышленно его лишенное. В ближайшее время на «сносную комиссию» могут вынести вопрос о полном или частичном сносе фасада. Предполагаемый инвестор проекта уже известен — ОАО «Механический завод». «Этот дом, безусловно, заслуживает охранного статуса. Но на пути экспертизы постоянно ставятся препоны», — отметил градозащитник.

Следующей «перспективной жертвой» градостроительной политики города может стать комплекс доходных домов Михайлова (Большая Дмитровка, 9, стр. 2-6,8), построенных по проекту архитектора А. Эрихсона. Здесь, за счет расположения комплекса, возможен вариант сноса по схеме уничтожения Домов Привалова, когда фасад строения, выходящего на улицу, скрывает строительные работы со стороны двора. Ранее дома признали аварийными и их снос уже одобрен комиссией. По предварительным данным, на месте прекрасного архитектурного комплекса, от которого планируется оставить лишь фасад, появится подземный паркинг, а сами здания надстроят.

Озвучены и девелоперские планы относительно Миусского трамвайного депо (Лесная, 30 стр. 1-6). В Мосгортрансе планируют выставить здания с прилегающим участком земли на продажу, хотя в конце 2013 года ансамбль рекомендован к включению в реестр памятников регионального значения. По одному из возможных проектов застройки, предложенному компанией «AB Development», на месте исторических построек появится жилой комплекс, для чего сейчас здания депо хотят лишить охранного статуса.

«Пятном единого инвестиционного проекта» планируют накрыть сразу два прекрасных здания на Остоженке: дом Римских-Корсаковых (Остоженка 4) и Дом Сурикова. В первом случае речь идет о неисследованных палатах рода Римских-Корсаковых, до сих пор не имеющих охранного статуса, либо, как и в случае с некоторыми другими участниками списка, снова умышленно его не получивших, отмечают градозащитники. Вместе с претерпевшим пожар Домом Сурикова, строения планируют снести до фасадов и надстроить до габаритов следующего участника «красного списка» — доходного дома на Остоженке, 8. Последний построен по проекту архитектора Шишковского. Как и в случае с домами на Большой Дмитровке, тут предполагается снос дворовых корпусов с созданием нового объема с превышением высоты.

Может исчезнуть и усадьба графа Льва Разумовского (Большая Никитская, 9/15/2). Несмотря на то, что усадьба входит в альбомы Казакова, и в свое время названа архитектором одним из лучших домов города, здание лишили охранного статуса еще в 2009 году. Существует и проект строительства жилья, хотя и в габаритах усадьбы, но с надстройкой флигелей и риском потерять все архитектурные достоинства здания, пока оно будет скрыто строительной ширмой.

Также нависла угроза и над известным «Домом с майоликами» (Кремлевская набережная, 1/9 стр 9). Хотя он и не обладает выдающейся архитектурой (перестроен из служебных зданий усадьбы Алябьевых), но украшен майоликами, которые приписывают Абрамцевской мастерской. Согласно предположению специалистов, авторами украшения могут выступать Врубель или Васнецов. «Это, безусловно, выдающиеся майолики, иллюстрирующие поэму Алексея Толстого „Боривой“. Мы опасаемся не только гибели дома, но и гибели майоликов в случае, если здесь осуществиться очередной вариант регенерации, поскольку здание не имеет охранного статуса, а инвестиционный контракт есть», — пояснил Рахматуллин.

Таганская телефонная станция (Покровский бульвар, 5/2) тоже значится в списке кандидатов на исчезновение. Старые профильные здания МГТС сейчас упраздняются, и станцию планируют снести. Между тем градозащитники отмечают, что такую замечательную раннюю советскую постройку можно было бы использовать в качестве архивного здания. «Было бы желание спасти… Если город не хочет новых жертв, нужно срочно менять порядок принятия градостроительных решений», — резюмировали градозащитники.