Мониторинг. Обращения к верующим и политикам. С чего начнутся переговоры? Встречи в Баку. Парламент Армении провел закрытые слушания по проблеме Карабаха. Приднестровская модель для Карабаха? Парламентская делегация Нагорного Карабаха в Ереване. Телемарафон для "Дороги жизни". Степанакерт.

Мониторинг

Миссия ОБСЕ провела на северо-западе Нагорного Карабаха, в окрестностях села Сейсулан Мартакертского района плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, передает "Де-Факто". С позиций Армии обороны Нагорного Карабаха наблюдение осуществляли полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ (ЛПДП) Геннадий Корж (Украина) и Юрген Шмидт (Германия), а также представитель Группы планирования высокого уровня ОБСЕ майор Алексей Лысенко (Россия). Миссией наблюдения руководил координатор Офиса ЛПДП ОБСЕ Имре Палатинус (Венгрия). В ходе мониторинга инцидентов и нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. В то же время азербайджанская сторона вопреки установленным правилам проведения мониторингов в очередной раз не вывела представителей ОБСЕ на передний край своих оборонительных рубежей, которые ранее были незаконно перемещены в направлении позиций Армии обороны Нагорного Карабаха. С карабахской стороны миссию наблюдения ОБСЕ сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел Нагорного Карабаха. Представители ОБСЕ планируют также посетить в госпитале военнослужащего вооруженных сил Нагорного Карабаха, раненного 24 ноября азербайджанским снайпером. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха)

Обращения к верующим и политикам

Духовные лидеры Азербайджана, Армении, Грузии и России по итогам состоявшихся в Москве переговоров приняли совместное обращение к своим нациям, содержащее основные принципы мирного урегулирования конфликтов на Кавказе. "Сегодня мы обращаемся к верующим: не дайте посеять в ваших душах семя вражды к людям другой веры или национальности", - говорится в документе. "Абхазия, Карабах, Чечня, Южная Осетия остаются кровоточащими ранами наших народов", - подчеркивается в обращении. "Терроризм не может иметь религиозного оправдания. Государства должны сделать все, чтобы остановить деятельность экстремистских групп. В частности, необходимо установить контроль над оружием и пресечь финансовые потоки, питающие терроризм", - убеждены духовные лидеры стран "Кавказской четверки". Обращение подписали Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй, Католикос Всех Армян Гарегин Второй, Патриарх Всея Грузии Илиа Второй и глава Управления мусульман Кавказа шейх Аллахшукюр Паша-заде. В документе подчеркивается, что "террористы, экстремисты и политические радикалы пытаются использовать национальные и религиозные различия для обоснования своих целей, чуждых истинной религии". Духовные лидеры стран "Кавказской четверки" заявили о готовности принять самое серьезное участие в диалоге, направленном на урегулирование всех разногласий, препятствующих прочному миру на Кавказе. "С надеждой ожидаем проведения в Москве 2-4 марта 2004 года 2-го Межрелигиозного миротворческого форума стран СНГ и призываем всех духовных лидеров этих стран принять в нем участие", - говорится в обращении.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй обратился к политикам и журналистам России, Грузии, Азербайджана и Армении с призывом противодействовать межнациональной розни, сообщают российские СМИ. "Нельзя превозносить или унижать человека по национальному или вероисповедному признаку", - отметил глава Русской православной церкви в ходе состоявшейся четырехсторонней встречи духовных лидеров Кавказа. Алексий Второй с горечью признал, что "народы этого региона по-прежнему разделяют вражда и недоверие". "Но, зная это, мы должны с особой силой говорить общим голосом с нашими верующими", - сказал патриарх, обращаясь к духовным лидерам. "В противовес всякого рода радикалам и экстремистам, - считает он, - мы можем твердо высказаться за разрешение существующих проблем исключительно мирным и законными средствами. В этой связи патриарх предложил "содействовать интеграции национальных меньшинств во все сферы общественной жизни, обеспечить для них свободу вероисповедания, дать возможность развивать свою культуру и свой язык". Алексий Второй призвал также не забывать о беженцах и переселенцах, живущих сегодня на Кавказе. ("Арминфо").

С чего начнутся переговоры?

Визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) в регион карабахского конфликта состоится 5-8 декабря, заявил журналистам в Ереване министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, деятельность посредников в ближайшем будущем будет проходить по двум направлениям. Это - возобновление прямого диалога между сторонами как на уровне президентов Армении и Азербайджана, так и "на иных уровнях". И второе направление - подготовка новых идей по урегулированию конфликта, которые дополнят уже имеющиеся с тем, чтобы вывести переговорный процесс на взаимоприемлемую основу. При этом глава МИД подчеркнул, что не ожидает больших сюрпризов от предстоящего визита сопредседателей. (PanARMENIAN.Net).

Глава МИД РА вновь указал на целесообразность возобновления переговоров по карабахскому урегулированию на базе уже имеющихся договоренностей. По словам Вардана Осканяна, в ходе встреч президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева по многим вопросам были достигнуты серьезные договоренности, которые довольно реально отражают ситуацию и открывают серьезные перспективы в разрешении проблемы. Наиболее приемлемой для Армении основой для продолжения переговоров министр назвал предложения, которые посредники обсуждали с президентами Армении и Азербайджана в Ки-Уэсте в 2001г. ("Де-Факто").

По словам американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Рудольфа Перины, если существует надежда найти решение, то именно в настоящий момент, пишет бакинская газета "Зеркало". "Никаких принципиально новых решений карабахской проблемы просто не существует: есть пять-шесть более или менее приемлемых вариантов", - заявил Рудольф Перина. "Мы надеемся, что сейчас, когда выборы уже позади, будет какой-то прогресс в переговорах. Сейчас появились очень хорошие возможности: у нас два президента с новыми мандатами. Если существует надежда найти решение, то именно в настоящий момент. И мы хотим этим воспользоваться", - подчеркнул американский посредник. По словам газеты, Перина заявил, что "как и все международное сообщество, США поддерживают территориальную целостность Азербайджана и не признают Нагорный Карабах в качестве независимого государства". "Мы считаем, что будущее разрешение этого конфликта и окончательный статус Нагорного Карабаха должны быть выработаны в ходе многосторонних переговоров и быть приемлемыми для всех сторон. Только такое решение, основанное на взаимном согласии, принесет подлинный мир и стабильность в регион".

Как сообщает ИА "Де-Факто", в своем интервью московской "Независимой газете" Рудольф Перина, отвечая на вопрос о степени реальности возобновления Азербайджаном военных действий с целью силового решения конфликта, заметил, что "опасность перерастания конфликта в насилие всегда существует. Но такое развитие событий было бы трагедией". "Я не сторонник силового решения - нужны переговоры. Но это требует гибкости, компромисса с обеих сторон", - сказал он. По мнению Перины, локальные конфликты тормозят нормальное развитие постсоветских государств.

Вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта стоял в повестке дня на заседании Совета министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, состоявшемся 1-2 декабря в Маастрихте (Голландия). В работе форума принял участие глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Вилаят Гулиев. Говоря о возможности новых предложений Минской группы, В.Гулиев в конце ноября заявил, что сопредседатели говорят "о новых подходах к возможной трансформации от новых идей к новым предложениям". "Но насколько эти предложения новы и приемлемы для Азербайджана, станет известно лишь после их представления президенту Азербайджана", - подчеркнул В.Гулиев. ("525-я газета").

В Шотландии, на заседании Южнокавказской межпарламентской инициативы, в которую входят парламентарии Армении, Азербайджана и Грузии, будет обсуждаться процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Об этом на встрече членов межпарламентской комиссии сотрудничества Армения - Нагорный Карабах заявил сопредседатель комиссии, вице-спикер Национального Собрания Армении Тигран Торосян. По его словам, армянская сторона представит на заседании совместное заявление политических сил парламента Армении. (PanARMENIAN.Net).

На вопрос газеты "Айоц Ашхар" о вероятности отказа Ильхама Алиева от прежних наработок и попытки начать процесс с "чистого листа" ответил экс-министр иностранных дел Нагорного Карабаха Наира Мелкумян.

Наира Мелкумян: Если Ильхам Алиев решит начать все с нуля, то вынужден будет заново пройти все те этапы, которые мы оставили в прошлом. А в прошлом, уверяю Вас, у них есть печальные страницы. Кроме того, не думаю, что мировая общественность готова пройти дорогу, протяженностью в 10 лет. В-третьих, Армения сегодня гораздо сильнее, чем была в те годы, и Карабах состоялся - никто не может пренебречь этими реалиями, а тем более, повернуть вспять колесо истории. Просто невозможно, имея этот 10-летний опыт, предлагать Армении и Арцаху новые, искусственные модели.

А как же нефтяной фактор? Некоторые утверждают, что Азербайджан, благодаря своей нефти может достичь военного превосходства над Арменией и решить вопрос силой.

Ни одной нефтяной стране не будет позволено стать военным фактором в каком бы то ни было регионе. В противном случае это может нарушить баланс и стать угрозой не только в отношении отдельно взятой страны, но и для всего региона. Во-вторых, не надо забывать, что Азербайджан слишком коррумпированная страна для того, чтобы с помощью плодотворного размещения своих нефтяных дивидендов стать военным фактором в регионе. Кроме того, страна не имеет тех нефтяных ресурсов, о которых она говорит. Более того, уверена, что Азербайджан с большей вероятностью станет транзитной страной, нежели добывающей. А транзитная страна должна в первую очередь быть стабильной и предсказуемой, и власти Азербайджана прекрасно все это сознают. Что касается силового решения проблемы в целом, если бы оно было реальным, Гейдар Алиев (экс-президент Азербайджана, отец действующего президента Ильхама Алиева - прим. ИА REGNUM) сделал бы это сам, а не оставлял бы его в наследство сыну.

После президентских выборов в Азербайджане все чаще говорится о возвращении Карабаха в переговорный процесс в качестве полноправной стороны. Считаете ли это возможным, учитывая жесткую негативную позицию в этом вопросе Азербайджана?

Хочу напомнить, что Карабах никогда не переставал быть стороной переговоров, просто, учитывая диалог между Алиевым и Кочаряном, не стремился вмешиваться в двусторонние встречи двух президентов. Так что было бы неверным говорить о возвращении Карабаха в переговорный процесс. А вот насколько Азербайджан готов возобновить переговоры в формате Минской группы ОБСЕ, можно будет судить лишь после предстоящего визита сопредседателей МГ ОБСЕ в регион. ("Айоц Ашхар").

Как сообщает "Арминфо", президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян назвал шантажом заявление министра иностранных дел Азербайджана о том, что Баку не сядет за стол переговоров с Степанакертом, и что Азербайджан вынужден будет решить проблему "иными путями". По его словам, Баку пытается навязать мировому сообществу свою позицию, основанную на различного рода спекуляциях. "Нагорный Карабах до последнего времени вел переговоры с Баку и будет продолжать их вести. Мне жаль, что министр иностранных дел не знает, чем занималось его ведомство несколько лет назад", - сказал президент Нагорного Карабаха. Аркадий Гукасян призвал азербайджанские власти не заниматься нагнетанием напряженности, напомнив, что азербайджанская сторона по сей день отказывается от всех контактов с Карабахом, в том числе - в рамках народной дипломатии, демонстрируя тем самым свою неготовность к переговорам.

Встречи в Баку

По сообщению бакинской "525-й газеты", прибывший в Баку первый заместитель министра иностранных дел РФ Вячеслав Трубников обсудил с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым вопросы развития азербайджано-российских отношений и урегулирования карабахского конфликта. Касаясь карабахского конфликта, И.Алиев критически отозвался о безрезультативности посреднической миссии Минской группы ОБСЕ. "Надеюсь, что страны-сопредседатели Минской группы - США, Россия и Франция - сделают все для мирного урегулирования конфликта", - подчеркнул он. Указав на важность стабильности для региона, глава государства выразил надежду на поддержку России в урегулировании карабахского конфликта. В.Трубников заявил, что Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ сделает все возможное для скорейшего разрешения нагорно-карабахского конфликта: "Разрешение проблемы несколько затягивается, и уже настало время для мирного урегулирования проблемы".

Стабильность на Кавказе необходима и России, заявил Вячеслав Трубников в беседе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Как сообщает азербайджанское информационное агентство Day.az, И.Алиев выразил сожаление неурегулированностью нагорно-карабахской проблемы. На встрече одной из главных тем стал ожидаемый 4-8 декабря очередной визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

На встрече с прибывшим в Баку заместителем начальника штаба командования войск США в Европе генералом Чарльзом Волдом Ильхам Алиев отметил, что поскольку в регионе еще не полностью установлена безопасность и стабильность, Азербайджан намерен усиливать свой оборонный потенциал. "Конечно, в этом смысле для Азербайджана очень важно сотрудничество в военной сфере и помощь, которая будет получена в будущем", - подчеркнул президент. "Армяно-азербайджанский конфликт представляет большую опасность для региона в целом. Мы надеемся, Соединенные Штаты в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ и в дальнейшем будут играть активную роль в урегулировании конфликта, и проблема в скором времени будет разрешена в рамках норм международного права". ("525-я газета").

"Чем дольше Армения удерживает оккупированные территории Азербайджана, тем выше вероятность возобновления войны", - сказал министр обороны Азербайджана генерал-полковник Сафар Абиев в беседе с заместителем заместитель командующего американскими силами в Европе Чарльзом Волдом. По его словам, захватническая политика Армении, наращивающей своей военный потенциал благодаря своим покровителям, не способствует снижению напряженности в регионе. ("525-я газета").

В Брюсселе считают маловероятным дислокацию миротворческих сил НАТО в зоне нагорно-карабахского конфликта, заявил агентству "Медиамакс" высокопоставленный представитель НАТО. Он отметил, что страны-члены Североатлантического Альянса могут обсудить данный вопрос лишь при наличии соответствующей заявки со стороны Армении и Азербайджана. "До сих пор подобных запросов или предложений в повестке заседаний НАТО не было", - сказал представитель Альянса. (PanARMENIAN.Net).

Комментируя перманентно звучащие из Баку заявления о перспективе возобновления Азербайджаном боевых действий с целью силового решения нагорно-карабахского конфликта по собственному сценарию, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян подчеркнул: "Проблема Нагорного Карабаха не имеет военного решения. Альтернативы мирному урегулированию нет". ("Де-Факто").

Парламент Армении провел закрытые слушания по проблеме Карабаха

Как передает ИА REGNUM, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, выступая на закрытом заседании парламента страны, представил вниманию депутатов основные направления внешней политики республики, акцентировав внимание на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Проинформировав парламентариев о предстоящем в начале декабря визите сопредседателей МГ ОБСЕ в регион, глава внешнеполитического ведомства дал разъяснения по содержанию переговоров, проведенных президентами Армении и Азербайджана в американском городе Ки-Уэст. "Разговоры об обмене Мегринского района на Лачинский коридор до сих пор не утихают, и четкие разъяснения по этому вопросу были необходимы", - сообщил парламентской комиссии по внешним связям Армен Рустамян. По его словам, в итоговом документе Ки-Уэстских переговоров речь идет, в частности, о четырех коммуникационных вариантах, каждый из которых предполагает определенное финансирование и не предусматривает транзит только через территорию Мегри.

Любопытное заявление сделал глава парламентской комиссии по внешним связям Армен Рустамян, пишет газета "Айб-Фе". На вопрос журналистов о приемлемости для Армении Ки-Уэстского плана урегулирования конфликта он сказал: "Ки-уэстский вариант нас устраивал тем, что Азербайджан от него отказался. Насколько это приемлемо для народа - уже другой вопрос, который должен быть решен, скажем, путем референдума". По словам Рустамяна, по вопросу Мегри были представлены четкие разъяснения, и присутствующие были довольны, а глава МИД РА Вардан Осканян пообещал предоставить депутатам документы, которые дадут депутатам возможность на месте ознакомиться с вопросом коммуникаций.

"Бывший премьер-министр Армении Вазген Саркисян и спикер парламента Карен Демирчян были категорически против навязываемой США программы Гобла (обмен территориями между Арменией и Азербайджаном. - прим. ИА REGNUM), утверждает российская "Независимая газета", намекая на то, что после расстрела обоих деятелей во время теракта 1999 года дела у американцев начали успешно продвигаться, пишет газета "Аравот". Газета отмечает, что достигнутые в Ки-Уэсте договоренности не что иное, как принятие положений именно этой программы и напоминает сказанные на пресс-конференции слова министра иностраных дел страны Вардана Осканяна о том, что ки-уэстские договоренности - наилучшая для Армении отправная точка, с которой можно возобновить с переговоры Азербайджаном.

По мнению "Аравот", ответственность за решение карабахской проблемы будет возложена на парламент, а если будет выдвинут конкретный вариант решения, президент Роберт Кочарян может вынести его общенародный референдум. На вопрос газеты, нуждается ли президент в поддержке законодательной власти в вопросе урегулирования проблемы Карабаха, председатель парламентской комиссии по внешним связям Армен Рустамян сказал: "Я не понимаю, почему надо размежевывать власть. Она едина, и все ее ветви будут участвовать в решении этого вопроса. Никто не может самостоятельно решить карабахскую проблему. Она должна решаться не только в результате совместных обсуждений, но и с согласия всего народа".

Цель проведения закрытых слушаний по проблеме Нагорного Карабаха в постоянной комиссии Национального Собрания Армении (НС) - создать видимость того, что решение по Нагорному Карабаху принимается коллегиально, заявил в беседе с корреспондентом "Де-Факто" представитель фракции "Национальное единение" в комиссии по внешним отношениям НС РА Амаяк Ованнисян. Он отметил, что на состоявшихся 25 ноября слушаниях глава МИД РА Вардан Осканян не сообщил ничего принципиально нового, что не было бы известно армянской общественности и прессе. Спрашивается, в чем же была тогда цель нынешних обсуждений и последующих слушаний, которые должны пройти по предложению министра иностранных дел? Цель одна - создать видимость того, что руководство Армении, якобы обсуждает проблемы с политическими силами и соответственно любой результат будет представлен как итог деятельности внешнеполитической службы Армении в переговорном процессе, подкрепленный консультациями со всеми политическими силами. "Это всего лишь попытка имитировать консенсусные обсуждения. То же самое предпринял в свое время Левон Тер-Петросян (бывший президент Армении - прим. ИА REGNUM), когда у него возникли серьезные трудности в переговорном процессе после Лиссабонского саммита ОБСЕ 1996 г. И это - предзнаменование ожидаемых трудностей и проблем в переговорном процессе и осознание руководством Армении, что те предложения, которые были в Париже и Ки-Уэсте и которые могут стать исходной точкой возобновления переговорного процесса, трудно пробить и сделать приемлемыми для общественности", - заявил Амаяк Ованнисян.

По мнению газеты "Айкакан жаманак", одно то, что власти добровольно готовы предоставить депутатам ки-уэстские и парижские принципы, говорит о том, что эти принципы никогда не окажутся на столе переговоров.

Член парламентской комиссии по обороне и безопасности Алимамед Нуриев считает, что официальный Баку должен выступить с заявлением по факту участия депутатов непризнанного Нагорного Карабаха (НК) в парламенте Армении, пишет газета "Эхо". Правительство Азербайджана должно обратить на это внимание членов Минской группы ОБСЕ. "Я думаю, что официальный Баку обязан говорить сегодня с позиции силы. Только военным путем можно решить карабахский конфликт. Иного выхода я не вижу". По мнению экс-министра иностранных дел Азербайджана Тофига Зульфугарова, официальный Ереван не имеет права приглашать депутатов сепаратистского режима в парламент. Коснувшись "Мегринского плана" урегулирования карабахского конфликта, экс-министр заявил, что именно из-за того, что этот план шел вразрез с национальными интересами Азербайджана, он подал в отставку. А вот политолог Расим Мусабеков считает приемлемым план территориального обмена. По его словам, при этом отпадают длительные споры в связи с определением статуса НК, введение разграничительных сил и т.д. "Вопрос заключается в масштабах обмена".

Бывший азербайджанский государственный советник Габиль Гусейнли заявил, что вопрос территориального обмена отвечает интересам Армении, и потому она добивается повторного обсуждения этого вопроса, пишет "525-я газета". По мнению политолога, этот вариант предусматривает, помимо наделения Нагорного Карабаха высоким государственным статусом, также передачу Армении "Лачинского коридора" вместе с прилегающим 40-километровым участком, а взамен - временную передачу Азербайджану на условиях аренды Мегринского коридора. Кроме того, планируется также размещение между Азербайджаном и Нагорным Карабахом международных миротворческих сил: "Этот вариант всецело отвечает интересам Армении, и потому последняя стремится, вынося его в повестку дня, освежить память сопредседателей. Планируемый территориальный обмен не является равноправным".

Депутат азербайджанского Милли меджлиса Маис Сафарли назвал позитивным тот факт, что "руководство Армении информирует, а также советуется с парламентом страны по вопросам урегулирования нагорно-карабахского конфликта", пишет бакинская "Эхо". Одновременно Сафарли напомнил, что глава МИД Азербайджана Вилаят Гулиев неоднократно сообщал депутатам и СМИ о том, что договоренность по урегулированию карабахского конфликта главами двух стран не была достигнута. По поводу "Мегринского плана" урегулирования конфликта Сафарли отметил, что об этом "и речи быть не может". По мнению парламентария, официальный Ереван "время от времени, с целью повлиять на общественное мнение Азербайджана, выступает с заявлениями о том, что, якобы, между Арменией и Азербайджаном достигнуто соглашение по урегулированию карабахского конфликта". "Карабахский вопрос должен быть урегулирован на основе международных норм. И в этом случае не может идти речи об обмене территориями. Этот вопрос должен быть разрешен путем всенародного референдума". Парламентарий считает, что МИД обязан выступить с заявлением относительно заседания парламента Армении и дать разъяснения на предмет "ки-уэстских" переговоров. Сафарли надеется, что Министерство иностранных дел распространит необходимую информацию о переговорах президентов Азербайджана и Армении в 2001 году.

Приднестровская модель для Карабаха?

Не исключено, что посредники собираются предложить сторонам карабахского конфликта ту самую схему урегулирования, которая была отвергнута руководством Молдовы, пишет аналитический отдел PanARMENIAN. Заключение соглашения о мирном урегулировании приднестровского конфликта могло весьма серьезным образом сказаться на ходе переговоров по разрешению карабахской проблемы. Есть достаточно оснований полагать, что готовящиеся предложения сопредседателей Минской группы имеют очень много общего с принципами, заложенными в основу разработанного в Москве плана о разграничении полномочий между Кишиневом и Тирасполем. Если посредники действительно собираются применить в случае с Карабахом "приднестровскую модель", то возникнет перспектива образования "асимметричной федерации", субъектами котором станут Баку и Степанакерт.

План, предложенный Москвой молдаванам и приднестровским славянам, предполагает соблюдение территориальной целостности, но при этом оговаривает такую систему распределения властных полномочий, при которой права субъекта приоритетны перед правами федерации. Инициатива Кремля предусматривала демилитаризацию и формирование двухпалатного парламента, верхняя палата которого состояла бы из равного числа представителей субъектов федерации. Федеральный президент избирался бы населением федеративного государства в соответствии с законодательством каждого из субъектов. При этом избранным предлагалось считать лишь того кандидата, в пользу которого высказалось большинство избирателей, живущих как на том, так и на этом берегу Днестра. В случае принятия плана стороны преступили бы к разработке Конституции, проект которой предполагалось вынести на референдум в октябре 2004 года.

Идея применения "приднестровской схемы" в случае с Карабахом в Ереване ни у кого не вызывает особого восторга. Но и возможность использования молдавского опыта руководство Армении тоже не исключает. Судя по всему, "приднестровская модель" мало чем отличается от принципов, о которых договорились в свое время в Ки-Уесте президенты Роберт Кочарян и Гейдар Алиев. Как известно, Ереван, в отличие от Баку, до конца остался привержен достигнутым соглашениям. Так что армянские власти, вероятно, не будут против обсуждения деталей схемы, так и не ставшей основой договоренностей между Молдовой и Приднестровьем. Что же касается Азербайджана, то там весьма обеспокоены просочившимися сведениями о том, что готовящаяся инициатива посредников основана на принципах, содержащихся в отвергнутом молдаванами меморандуме. Если верить азербайджанской прессе, предложения миротворцев просто списаны с кремлевского плана. "Согласно новым предложениям сопредседателей, Азербайджан может трансформироваться в федерацию... Минская группа ОБСЕ намерена на днях обнародовать вариант урегулирования карабахского конфликта, основанный на приднестровской модели", - пишет издающаяся в Баку газета "Зеркало". Делясь с читателем своим беспокойством обозреватель этого издания пишет: "Предложение Минской группы предполагает сохранение Нагорного Карабаха в составе Азербайджана де-юре, а де-факто он получит полную независимость от Баку..." В подобном духе высказывается и бакинский политолог Расим Мусабеков. "Если данное предложение мало подходит для Молдовы, то для Азербайджана оно и вовсе неприемлемо", - считает он. По словам политолога, "согласие на вариант, предлагаемый приднестровскими сепаратистами, дало бы Армении, а, возможно, и России недопустимо большие возможности оказывать воздействие на государственную политику Азербайджана". (PanARMENIAN.Net).

Парламентская делегация Нагорного Карабаха в Ереване

Президент Армении Роберт Кочарян принял парламентскую делегацию Нагорного Карабаха во главе со спикером Олегом Есаяном. Председатель Национального Собрания Нагорного Карабаха представил Роберту Кочаряну пути сотрудничества с парламентом Армении. В вопросе обмена опытом и результативности законодательной работы стороны особое значение придали активной работе межпарламентской комиссии. В ходе встречи обсуждались также социально-экономическая ситуация и процесс реформ в Нагорном Карабахе. Делегацию Национального собрания Нагорного Карабаха принял также Католикос всех армян Гарегин II. Он высоко оценил заботу властей Нагорного Карабаха по отношению к Армянской Церкви и, в частности, к Арцахской епархии. Проявлением этой заботы Гарегин II считает строящуюся в центре Степанакерта новую церковь. ("Де-Факто").

Делегация НС Нагорного Карабаха во главе с председателем Олегом Есаяном встретилась в НС РА со спикером Артуром Багдасаряном, вице-спикером Тиграном Торосяном, председателями постоянных комиссий, руководителями фракций и групп. Как сообщили "Арменпресс" в Управлении по связям с общественностью НС РА, стороны обсудили вопросы углубления межпарламентских связей, совместной работы Контрольных палат парламентов РА и Нагорного Карабаха. В ходе отдельной беседы Артура Багдасаряна и Олега Есаяна обсуждались вопросы развития межгосударственных и межпарламентских отношений. По завершению встречи состоялась церемония открытия представительства НС Нагорного Карабаха в парламенте Армении. По словам О.Есаяна, в ближайшее время будет решен и вопрос представителя Нагорного Карабаха.

Премьер-министр Армении Андраник Маркарян принял делегацию парламента Нагорного Карабаха во главе со спикером Олегом Есаяном. А.Маркарян и О.Есаян отметили важность гармонизации экономического законодательства Армении и Нагорного Карабаха. По словам А.Маркаряна, эффективное взаимодействие между правительствами РА и НК может стать примером для межпарламентского сотрудничества. Премьер отметил также необходимость принятия в Нагорном Карабахе среднесрочных программ по различным сферам и подчеркнул важную роль парламента Нагорного Карабаха в содействии правительству в данном вопросе. Собеседники обсудили также вопрос повышения контроля над реализуемыми программами. ("ArCNews").

Телемарафон для "Дороги жизни"

Ранним утром 27 ноября в Лос Анджелесе стартовал телемарафон Общеармянского фонда "Айастан", собранные в ходе него пожертвования будут направлены на строительство автомагистрали "Север-Юг" в Нагорном Карабахе, пишет газета "Азат Арцах". Для участия в телемарафоне в Лос Анджелес приехали президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян и исполнительный директор Общеармянского Фонда "Айастан" Наира Мелкумян. В телемарафоне приняли участие известные в Калифорнии национальные деятели, меценаты, духовные лидеры. Посредством сети Интернет осуществлялась прямая связь между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. Кроме того, по телефону к участникам телемарафона обратятся руководители отделений фонда "Айастан" во Франции, Германии, Великобритании, Голландии, Швейцарии, Канады, а также первый чрезвычайный и полномочный посол США в Армении Гарри Гилмор. В ходе телемарафона будет показано более 40 телефильмов, повествующих об Армении, Арцахе и армянской общине Калифорнии.

Как сообщил агентству "Де-факто" представитель фонда "Айастан" в Нагорном Карабахе Борис Алавердян, свою готовность участвовать в марафоне высказали более 45 тыс. карабахцев. По состоянию на 25 ноября сумма декларированных благотворительных взносов составила свыше 70 тысяч американских долларов. Борис Алавердян сообщил, что четверть автомагистрали, общая протяженность которой равна 169 км, уже действует, еще на одной четверти ведутся строительные работы. Проектная стоимость дороги "Север-Юг" оценивается в 25 млн. долларов.

По предварительным данным, в ходе прошедшего в Лос-Анджелесе телемарафона по сбору средств для продолжения строительства в Нагорном Карабахе автомагистрали "Север-Юг" было собрано около 6,5 млн долларов. По 1 миллиону долларов пожертвовали благотворители Альберт Бояджян и Луиз Симон Манукян. (PanARMENIAN.Net).

PanARMENIAN напоминает, что акция по сбору средств для автомагистрали "Север-Юг" стартовала 12 ноября в Европе, где было собрано около 900 тысяч долларов. Для завершения строительства "Дороги жизни" в Нагорном Карабахе необходимо еще 15 млн. долларов.

Степанакерт

Президиум Национального Собрания Нагорного Карабаха на своем заседании принял решение о созыве очередного пленарного заседания парламента. Как передает "Де-факто", члены президиума рассмотрели пакет законопроектов, которые планируется вынести на обсуждение парламента, и определили степень их подготовленности. Заслушав сообщения председателей постоянных комиссий, участники заседания приняли решение представить на рассмотрение депутатов проекты законов об органах национальной безопасности, о бюджетной системе НК, о службе в полиции, о гражданской службе, о налоге на имущество и др. Во втором чтении будут рассмотрены законопроекты о государственных пенсиях и о беженцах. Парламентарии намерены обсудить также внесений изменений в программу седьмой сессии НС 3-го созыва и информацию правительства об исполнении госбюджета республики за 9 месяцев 2003 года.

На состоявшемся очередном пленарном заседании Национального Собрания НК министр финансов и экономики Спартак Тевосян сообщил парламентариям, что за 9 месяцев 2003 года поступления в госбюджет республики составили более 9 млрд. 273 млн. драмов (около $16 млн.), или 103,6 процента. За тот же период собственных доходов получено свыше 2 млрд. 225 млн. драмов, или 24 процента от общего объема поступлений. Расходы госбюджета составили 91,5 процента от запланированного. Парламентарии приняли законы об органах национальной безопасности, о службе в органах национальной безопасности и о службе в полиции. Было решено за высшую планку в системе званий принять звание генерал-лейтенанта. Депутаты одобрили также проекты законов о бюджетной системе, о гражданской службе, о водном кодексе НК и др. Во втором чтении окончательно были приняты законы о государственных пенсиях и о беженцах, о научной и научно-технической деятельности, о налоге на имущество. В работе заседания принимали участие члены правительства во главе с премьер-министром Анушаваном Даниеляном. Депутаты подняли широкий круг вопросов, связанных, в частности, с очередным повышением цен на хлеб, благоустройством ряда кварталов города Степанакерта и отоплением многоэтажных домов, газификацией сельских населенных пунктов и ремонтом внутриреспубликанских дорог, компенсацией ущерба владельцам пострадавших от пожара полей и т.д. ("Де-Факто").

Отчет о проделанной за 10 месяцев текущего года работе был заслушан на заседании Совета попечителей Фонда развития малого и среднего бизнеса Нагорного Карабаха, передает "ArCNews" со ссылкой на ИА REGNUM. За это время гражданами было сделано 125 заявок на получение кредита, 120 из которых получили положительную оценку. "Арцахбанк" в свою очередь удовлетворил 58 из них. Главная причина отказа в предоставлении кредитов - отсутствие у заявителей предмета залога. В связи с этим участники заседания высказались за совершенствование механизмов кредитования. За счет уже предоставленных кредитов предусматривается создание 220 рабочих мест. На заседании отмечалось также, что потребность в кредитах почти в 5 раз превышает возможности фонда. Подчеркивалась также необходимость более строгого контроля за целевым использованием предоставленных кредитов, а также за выполнением кредитополучателями своих обязательств по открытию новых рабочих мест.

За последние три года в экономику Нагорного Карабаха было сделано иностранных инвестиций на сумму, эквивалентную примерно 35 млн. долларам США. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, активизацию инвестиционного процесса в правительстве НК объясняют благоприятным налоговым режимом и устранением многих ранее существовавших бюрократических препон. Инвесторами в основном являются представители армянской диаспоры - граждане США, Англии, Франции, Швейцарии, Австралии, Бельгии, Испании, России, Ирана, Ливана, Монако и т.д. За последние годы в Нагорном Карабахе открыто более 30 предприятий, самые крупные из которых - "Карабах Телеком", "Сиркап Армения", "Бейз Метлс", "Франк Мюллер", "Мика-Лимитед", "Шишманян", "Наири", "Сасун", "Айсберг" и др. На указанных предприятиях каждый год открываются новые рабочие места. К примеру, на Дрмбонском медно-обогатительном комбинате на сегодня работает свыше 450 человек. По данным правительства, в горнодобывающую промышленность в целом планируется инвестировать до 20 миллионов долларов. Одной из самых многообещающих для крупного инвестирования отраслей считается также энергетика - возможный объем инвестиций здесь составляет 100 миллионов долларов. Перспективна также сфера переработки сельскохозяйственной продукции. В Нагорном Карабахе проводится и определенная работа в направлении развития туризма. Только в столице НК городе Степанакерте действует до 10 современных гостиниц. Среди посещающих Нагорный Карабах туристов наибольший процент составляют граждане США, Франции, Канады, Германии.

По данным Государственной статистической службы НК, за 9 месяцев текущего года число занятых в отраслях хозяйства НК выросло на 6.7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает газета "Азат Арцах". На 14% увеличилось число занятых в материальной сфере, в частности, в строительстве - на 18 %, в сельском хозяйстве - на 21%, в промышленности - на 11 %, в торговле - на 14%. Число занятых в нематериальной сфере выросло на 2.6%, причем в сфере физкультуры и спорта - на 60.4%. Сокращение числа оплачиваемых работников наблюдается в лесном хозяйстве, информационно-вычислительной сфере, в отраслях материально-технического обеспечения, здравоохранения и коммунально-бытового обслуживания. Средняя заработная плата составила 32975 драмов (1 доллар - 575 драмов), что больше прошлогоднего показателя на 17%. Наиболее высокие средние зарплаты зафиксированы в сферах физкультуры и спорта - 84.4% по сравнению с тем же показателем прошлого года, сельского хозяйства - 63 %, строительства - 62%, связи - 37%, промышленности - 23%.

В эти дни сотрудники финского общественного телевидения, которые снимают фильм о южнокавказском регионе, осуществляют съемки в Нагорном Карабахе. Журналисты встретились с президентом НК, министром иностранных дел и намерены провести съемки в районах республики. Как отметили журналисты, в фильме будет уделено особое внимание Нагорному Карабаху. ("Азат Арцах").