Создание во Владивостоке территории порто-франко не возродит «Царство свободной торговли», которое здесь действовало на протяжении 50 лет в конце XIX — начале XX веков. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявила доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии Наталья Беляева.

Прежде всего, историк уверена, что вводить статус свободного порта только на территории самого порта Владивосток нет смысла: «Мне кажется, что под этот статус даже не сам город должен попадать, а достаточно большая зона вокруг Владивостока. Свободный порт Владивосток должен выходить далеко за пределы города. Это зона может вообще распространиться на весь юг Приморья и включить в себя другие порты региона».

Как сообщало ИА REGNUM, свободный порт во Владивостоке будет развиваться как территория опережающего развития (ТОР). Об этом заявил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

Наталья Беляева считает, что при создании современного открытого порта необходимо досконально изучить историю порто-франко во Владивостоке конца XIX века. В 1862 году на Дальнем Востоке был введен статус порто-франко. Таможенная граница тогда располагалась в районе Байкала, первая таможня — в Иркутске. Беспошлинные товары обращались на достаточно большой территории внутри страны. Огромную территорию России называли «Царством свободной торговли».

«Сейчас все полагают, что с введением статуса свободного порта во Владивостоке будет полное изобилие. Но ведь, необходимо понимать, что сейчас нельзя создать, то порто-франко, которое было в конце XIX века. Тогда к идее порто-франко прибегнули для того, чтобы закрепить эту территорию за Россией, задействовать потенциал международной торговли, используя географическое положение. Причем, тогда не все товары ввозились без пошлин. Подакцизные, тот же алкоголь, спички, нефтяные продукты — облагались пошлиной даже в зоне порто-франко. Расцвет Владивостока и произошел за счет потребительской экономики — крупные капиталы вкладывались в торговую деятельность, а потом стали вкладывать в развитие промышленного производства. 50 лет режим порто-франко действовал во Владивостоке. Вся историческая часть города была создана именно в эту эпоху. Здесь было огромное количество иностранных предпринимателей», — пояснила Наталья Беляева.

Профессор Российской таможенной академии уверена, что современное порто-франко во Владивостоке создается для того, чтобы сделать территорию благополучной для проживания граждан и привлекательной для инвесторов.

«Здесь должно быть минимальное вмешательство государства в деятельность предприятий, действовать льготы по налогам. Мне кажется, это будет не просто свободная экономическая зона, которые у нас есть и многие закончили свое существование бесславно. Порто-франко во Владивостоке должен стать пилотным проектом, вводящим новые технологии, современные либеральные методы регулирования», — полагает профессор.

Тем не менее, историк считает, что полной таможенной свободы во Владивостоке не будет. Например, жители Приморья уже мечтают о беспошлинном ввозе японских иномарок с введением статуса свободного порта — этому сбыться вряд ли суждено. «Государство не отпустит все. Определенные сферы останутся регулируемыми. Те же иномарки без пошлин массово ввозить не разрешат. Рассчитывать, что здесь будет полный рай — будем есть суши и ездить на японских автомобилях, не стоит. Я думаю, что государство функции регулятора за собой оставит. Может какие-нибудь экономические механизмы будут задействованы, чтобы, например, те же японские автомобили было привозить не выгодно. Мой опыт, как историка, говорит о том, что государство все равно будет регулировать процессы в интересах протекционизма. Главное чтобы все это максимально позволило задействовать в регионе потенциал Азиатско-Тихоокеанской экономики, частью которой может стать, а может и не стать Дальний Восток», — добавила Наталья Беляева.

Как сообщалоИА REGNUM, согласно сформированному перечню поручений по реализации послания президента Федеральному Собранию уже в срок до 15 июля 2015 года необходимо обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих предоставление Владивостоку статуса свободного порта. Полномочный представитель президента на Дальнем Востоке решил максимально ускорить этот процесс.

«Конфигурация будущего статуса открытого порта Владивосток будет подготовлена уже до конца января», — заявил Юрий Трутнев.