Главным следственным управлением Следственного комитета Белоруссии завершено расследование беспрецедентного уголовного дела в сфере нарушения законодательства о вспомогательных репродуктивных технологиях — «суррогатном материнстве». Об этом 21 января проинформировала пресс-служба СК РБ.

Уголовное преследование осуществлялось в отношении индивидуального предпринимателя Оксаны Колесень по двум статьям Уголовного кодекса: незаконная предпринимательская деятельность и подделка документов. Следствие завершилось принятием решения о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям ввиду акта амнистии.

«В ходе расследования уголовного дела следствие пришло к выводу, что в действиях Колесень О.М. отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 181 (торговля людьми) Уголовного кодекса Республики Беларусь, так как согласно действующему законодательству под торговлей людьми понимается купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека. Непосредственным объектом при торговле людьми выступает личная свобода человека, лишающая его возможности самостоятельно определять место жительства, род деятельности, превращая его в раба, в товар, унижая честь и достоинство личности», — проинформировала пресс-служба СК.

«В процессе расследования было установлено, что действующее законодательство не в полном объеме позволяет эффективно контролировать процесс осуществления суррогатного материнства в Республике Беларусь. В этой связи Следственным комитетом проанализированы полученные данные и законодательство в этой сфере. Подготовлен ряд предложений, которые направлены в адрес правительства Республики Беларусь», — сказано в официальном сообщении.

В нём приведён текст документа от 12 ноября 2014 года, в котором сказано, что Колесень подозревалась в нарушении действующего законодательства, оказывая гражданам услуги по сопровождению программы «суррогатное материнство» с 2010 по 2014 годы. "Так, она, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя (прочая деятельность в области права), организовала работу по подбору женщин, желающих стать суррогатными матерями. Одновременно подыскивала супружеские пары, в которых женщина по медицинским показателям не могла зачать, выносить и родить ребенка. За организацию знакомств и встреч Колесень О.М. получала от супружеской пары вознаграждение от 2 000 до 4 500 евро. В процессе подбора женщин в качестве суррогатных матерей при наличии информации о социально опасном статусе семьи такой женщины Колесень О.М. производила подмену соответствующих документов. Для участия в программе «суррогатное материнство» в медицинское учреждение представлялось заведомо подложное заключение. При этом о существующих у суррогатной матери противопоказаниях супружеская пара в известность не ставилась. В ходе следствия установлены случаи, когда суррогатная мать по отношению к рожденному ею ребенку являлась генетической матерью, что запрещено ст. 22 Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях», — сказано в документе.

Следователи установили, что «Колесень О.М., имея договоренность с врачом одного из учреждений здравоохранения, направляла к нему для проведения искусственной инсеминации суррогатных матерей». В документе сказано также: «Преследуя свою цель (получение вознаграждения), Колесень О.М. обещала сторонам предоставить к дате родов документы о проведении экстракорпорального оплодотворения (далее — ЭКО) в клиниках Российской Федерации. При этом от женщин при заключении договора о суррогатном материнстве требовала везде указывать, что процедура ЭКО будет проведена на территории Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге в клинике ООО „АВА-ПЕТЕР“. В дальнейшем Колесень О.М. за отдельное вознаграждение (от 2 000 до 2 500 долларов США) передавала суррогатным матерям документы, подтверждающие проведение ЭКО в клинике г. Санкт-Петербурга. Впоследствии данные документы направлялись юристу организации здравоохранения, где рождались дети, и оформлялась их передача. В результате женщины (по договору суррогатные матери) передавали новорожденных детей, по отношению к которым приходились генетическими матерями, женщинам, которые по отношению к ребенку таковыми не являлись. Основанием для передачи детей являлись нотариально оформленные договоры суррогатного материнства и поддельные документы из г. Санкт-Петербурга. Вышеуказанным способом в семьи передано трое новорожденных».

СК Белоруссии констатировал, что легализованное в постсоветской республике «суррогатное материнство» недостаточно обеспечено формальным правом. «Так, действующее законодательство не содержит норм эффективного контроля стадий осуществления суррогатного материнства, в том числе лиц, оказывающих юридические услуги по его сопровождению. Отсутствие контроля правильности проведения медицинских манипуляций, отбора „суррогатных“ матерей, а также генетической принадлежности ребенка может влечь преступную передачу детей (торговлю людьми), на что обоснованно обращается внимание Министерством внутренних дел Республики Беларусь. Среди государственных органов, призванных осуществлять контроль деятельности в области суррогатного материнства (Министерство юстиции и Министерство здравоохранения), нет единого мнения о необходимости лицензирования консалтинговых услуг в этой области. С учетом необходимости исключения проникновения криминальных элементов в эту область представляется актуальным рассмотрение вопроса о лицензировании такой деятельности, — сказано в доекументе. — Несмотря на наличие в Законе Республики Беларусь „О вспомогательных репродуктивных технологиях“ указания о создании единого регистра доноров половых клеток для суррогатного материнства, указанный механизм не используется. А при невозможности помещения суррогатной матери яйцеклетки женщины из-за неспособности ее оплодотворения либо созревания граждане, в силу отсутствия донорских яйцеклеток, применяют „завуалированные“ схемы донорства, при которых производится оплодотворение суррогатной матери, что противоречит законодательству».

«Особого контроля требует осуществление суррогатного материнства для иностранных граждан, связанное с вывозом родившихся детей за пределы Республики Беларусь, поскольку в такой ситуации государственные органы лишены возможности контролировать условия проживания такого ребенка, соблюдение его права на жизнь и безопасность», — сказано в документе СК.

Как сообщало ИА REGNUM, легализация «суррогатного материнства» в Белоруссии проводилась тайно, без широкого общественного обсуждения и вызвала резкое осуждение верующих. Лоббировали принятие соответствующего закона представители Минздрава Белоруссии, перед которыми Александр Лукашенко поставил задачу наращивать экспорт медицинских услуг. В итоге, констатировали эксперты, постсоветская республика превратилась в типичную страну «четвёртого мира», где на продажу идёт всё или почти всё.