Легкая промышленность Латвии переживает спад, сообщает портал Lsm.lv. Сложнее всего приходится производителям нижнего белья.

По словам главы ассоциации легкой промышленности Гунтиса Страздса, в соседнюю Россию уходит всего 7% произведённой в Латвии текстильной продукции. «Сокращаются и другие рынки. Например, в Польшу в прошлом году экспортировали на 15 миллионов евро меньше — они взяли только около 30% всей продукции, которую экспортировали в 2013-м. Снизились Нидерданды, Великобритания…», — пояснил эксперт в беседе с «Латвийским Радио-4». Пик падения отрасли пришелся на середину прошлого года, а в его последнем квартале экспортеры нарастили поставки.

Легкую промышленность Латвии представляют более семисот предприятий. Десятая часть, то есть около 70 — это производители нижнего белья. «Основной рынок сбыта бельевиков — Россия. Там произошла девальвация рубля, и ситуация до сих пор очень нестабильна. Естественно, что для российского покупателя вся импортная продукция стала дороже на 20-30, если не на 40 процентов», — сказал председатель правления Ассоциации производителей белья Юрий Хадарович. Если в 2013 году производители белья отправили в Россию продукцию на 47 миллионов евро, то в прошлом году — на 38 миллионов, то есть на 9 миллионов экспорт снизился.

С середины декабря предприятия ушли на зимние каникулы и только на этой неделе возвращаются к работе — и то не все. Раньше такие каникулы длились две недели, сейчас вынужденный простой затянулся. Производитель материалов (полотна, ленточки, кружева) Lauma Fabrics перешел на трехдневный рабочий график. Теперь предприятиям придется искать новых клиентов и рынки сбыта, что, по словам Юрия Хадаровича, нужно было делать ещё 10-15 лет назад.

Кроме того, предприятиям предлагается использовать поддержку, которую готово предоставить Латвийское агентство инвестиций и развития (ЛАИР). Оно дополнительно выделило около 4 миллионов евро на освоение новых рынков. «При этом, до 70% выросла доля покрытия расходов на участие в международных выставках», — отмечает директор агентства Андрис Озолс.

«Санкции коснулись латвийского экспорта в значительно меньшей мере, чем падение рубля. Пострадала текстильная индустрия — понятно, что в короткие сроки переориентировать свою продукцию на другого покупателя не легко. В разных странах совершенно разный спрос — это касается материалов, дизайна, привычки. Что реально делает сегодня ЛАИР — подыскивает новых партнёров на новых рынках. При этом участие в международных выставках фирмам на 70% покрывает государство», — пояснил Андрис Озолс.

Еще одно предложение ЛАИР для пищевой и текстильной отрасли, а также для отрасли металлообработки касается отраслевых торговых агентов, которые на потенциальном рынке сбыта будут искать клиентов для латвийских производителей и помогать налаживать им контакты. Думает агентство и над открытием временных экономических представительств Латвии — вслед за Азербайджаном они появятся в Италии, и, возможно, в Сингапуре.