Папа Римский Франциск: «Будущее Церкви — в Азии»: Обзор католической прессы

Станислав Стремидловский, 18 января 2015, 18:04 — REGNUM  

Темами публикаций СМИ Ватикана, католических епархий и организаций на неделе 11 — 18 января стали: папа Римский Франциск выступил перед дипломатическим корпусом; австрийский католический богослов предлагает учредить «День ислама»; украинским униатам угрожают «московиты» и «западный секуляризм»; епископы Венесуэлы критикуют правительство за «марксистский социализм»; Саудовская Аравия отгораживается стеной от «Исламского государства» и другое.

Христианская семья призвана защищать свою идентичность от «идеологической колонизации», пытающейся ее разрушить: с таким призывом папа Римский Франциск обратился к тысячам филиппинцев, собравшихся в Маниле на встречу понтифика с семьями, передает Radio Vaticana (Ватикан). Быть простыми как голуби, которые мечтают о такой семье, какой ее задумал Бог, и в то же время мудрыми и хитрыми как змеи, чтобы не попасть под лопасти тех, кто стремится разрушить семью. Увещевание папы прозвучало на арене «Mall of Asia», где, несмотря на проливной дождь, собрались около 15 тысяч человек. Франциск попросил филиппинские семьи не терять компас и всегда доверять Богу, чтобы Он вел их, как вел среди тысячи перипетий Святое Семейство. В своей речи на английском языке, часто прерываемом испанскими вкраплениями, понтифик призвал взращивать в семье то, что многими давно утрачено — мечту. «Без мечты не может быть семьи. Когда семья теряет способность мечтать, дети не растут, не растет любовь, жизнь ослабевает и угасает. Мечтать — это очень важно, и прежде всего важно мечтать в семье. Не теряйте способности мечтать!», — подчеркнул Святейший отец. Как отмечает Vatican insider (Турин, Италия), во время своего выступления Франциск периодически импровизировал, отвлекаясь от заранее подготовленной речи. Он рассказал о впечатлениях, которые испытал от встречи с детьми из семей и беспризорниками из церковного центра. Архиепископ Манилы кардинал Луис Антонио Тагле позже рассказал журналистам, что папа был в восторге от «энергетики Филиппин». Как сказал понтифик, «я чувствую себя моложе. Молодость Церкви и будущее Церкви здесь, в Азии».

До поездки на Филиппины папа Римский Франциск выступил перед представителями дипломатическим корпуса, аккредитованного при Святом престоле, рассказывает Radio Vaticana. Он еще раз осудил «культуру отбросов», которая не жалеет «ни творения, ни людей, ни даже самого Бога» и в конце концов «порождает насилие и смерть». Об этом говорят также трагические события последних дней в Париже: ближний больше не воспринимается как человек равного достоинства, но как объект. Человек добровольно становится рабом то моды, то власти, то денег, а иногда и ошибочной формы религии. Многие формы современного рабства возникают от «испорченного сердца, которое не в состоянии распознать и сотворить добро, стремиться к миру», результатом чего становятся конфликты, в целом составляющие одну мировую войну. Вспоминая о своей недавней поездке на Святую землю, Франциск напомнил о тревожном положении на Ближнем Востоке и выразил надежду на возобновление переговоров между израильтянами и палестинцами. Особое внимание он обратил на распространение терроризма в Сирии и Ираке: «Религиозный фундаментализм еще прежде отвержения людей в чудовищных массовых убийствах, отказывается от Самого Бога, относясь к Нему как к идеологическому предлогу». (ИА REGNUM: добавим от себя интересное наблюдение, сделанное Франциском по случаю Рождества в речи перед послами. Папа сказал: «Я думаю о великолепной иконе Рождества Христова Андрея Рублева — ребенок Иисус показан лежащим не в яслях, а в гробнице. Образ, который предназначен для соединения двух основных христианских праздников — Рождества и Пасхи, показывает, что радость принятия нового рождения неотделима от драмы всей жизни Иисуса, его унижения и отвержения, даже до смерти на кресте»).

Католическая пресса продолжает обсуждать проблему равновесия между верой и свободой слова. National Catholic Register (Айрондэйл, США) в редакционной колонке отмечает, что мы живем в то время, когда кощунственные карикатуры высмеивают религии, а любая попытка ради общего блага договориться о границах такого выражения свободы слова рассматривается как «трусость» или даже «оправдание насилия». Папа Франциск сразу же осудил нападения в Париже, он постоянно призывает мусульман отказаться от применения насилия во имя веры. Но и его подвергли критике, когда он впоследствии заметил: «Существуют ограничения на свободу выражения мнения». Можно ли противостоять террористическим атакам, не делая из секулярного сатирического журнала Charlie Hebdo символ «Западной свободы»? Понтифик предложил «вскрыть глубокие источники и причины ненависти и залечить их», однако его слова журналистами были в основном проигнорированы. В Нью-Йорке, где атаки 11 сентября унесли жизни более чем 2000 человек, архиепископ города кардинал Тимоти Долан, повторил осуждающие слова Франциска и постарался расширить тематику общественного обсуждения. Он назвал действия боевиков «извращением религии». Но он также поставил под сомнение целесообразность публикации оскорбительных карикатур.

Католическая церковь могла бы учредить «День ислама», чтобы дать отпор попыткам в искаженном виде представлять эту религию, цитирует KATHPRESS (Вена, Австрия) мнение богослова из Инсбрука Йозефа Невядомского. «Издевательства не помогают увидеть существующие различия между исламом и исламизмом, а, скорее, усиливают путаницу», — говорит Невядомский. Тем временем, читаем в Kath.net (Линц, Австрия), заявление канцлера Ангелы Меркель о том, что ислам является частью Германии, встретило негативную реакцию со стороны автора критических книг об исламе Тила Сарацина и настороженную турецкой общины. Сарацин обвинил канцлера в «недифференцированном подходе», так как, по его словам, реальная проблема с немецкими мусульманами заключается в том, что многие из них не хотят интегрироваться. Что касается турецкой общины, то ее руководители попросили Меркель уточнить, что именно она имела в виду. Katolicka Agencja Informacyjna (Варшава, Польша) предлагает взять на вооружение польский опыт. Последователи ислама имеют право на исповедание своей веры, но европейские страны, где они живут, должны подчеркнуть свою христианскую идентичность. А вот радикальный секуляризм, напротив, опасен и приводит только к восстаниям, насилию и отчуждению. Руководитель Европейского центра по вопросам стратегической разведки Клод Монике в интервью L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa (Рим, Италия) говорит, что отныне ни одна европейская страна не может на национальном уровне и в одиночку отражать террористические атаки. «24 мая 2014 года на Еврейский музей в Брюсселе напал француз, вернувшийся из Сирии. Не исключено, что в будущем появится бельгиец, который устроит террористический акт во Франции, или немец в Италии», — прогнозирует Монике.

Украина оказалась между двух огней, констатирует Католицький Оглядач (Львов, Украина). Украинское христианство столкнулось с «либеральной инвазией с Запада и с агрессией с Востока». С Запада «нам продвигают гендеризм, экстремальные либерализм и секуляризацию. Вещи не менее опасны, чем прямая московитская агрессия. Не следует тешить себя, что война остановит продвижение вражеских христианству идеологий. Они уже хорошо укоренились в наших институтах, политикуме и даже в самом христианстве. В ближайшее время, как только успокоится война, накатится волна антихристианства, которая легко по масштабам сможет сравниться с антихристианскими гонениями так называемой Великой французской революции или большевизма. А христианство в Украине спит, часть же небольшая его поет либеральные песни, уши людям щекочут, подыгрывая настроениям толпы. А при необходимости машут жупелом — мракобес, консерватор, отсталый, фанатик, экстремист… Украинское христианство усыплено как восточной секуляризацией (церковь вне светской жизни общества), так и секуляризацией западной — либеральной. Откровенно говоря, кажется, что украинское христианство уже утратило уникальный шанс стать движущей силой общества. Теперь у него два реальных пути — либо занять круговую оборону, либо раствориться в либерализме».

Архиепископ Каракаса кардинал Хорхе Савино призвал венесуэльцев сохранять спокойствие перед критической ситуацией нехватки товаров первого потребления и призвал правительство решить проблему в кратчайшие сроки, сообщает Agenzia Fides (Ватикан). 11 января в проповеди после воскресной мессы он подчеркнул, что власти должны обеспечить поставки продовольствия для всех венесуэльцев, обратив внимание на длинные очереди в супермаркетах и магазинах, которые выросли в первые дни 2015 года. В свою очередь Конференция католических епископов Венесуэлы опубликовало пастырское наставление, которым предупредило власти, что «марксистский социализм является ошибочным путем, и, следовательно, не должно его продолжать», рассказывает Catholic News Agency (Инглвуд, США). Епископы напомнили о событиях начала 2014 года, когда волнения привели к 43 смертям и сотни получили ранения. «Этот серьезный кризис показал необходимость диалога между государственными лидерами и оппозицией. Благодаря увещеванию папы Римского Франциска и действиям апостольского нунция архиепископа Альдо Джордано, диалог был начат, но, к сожалению, не получил продолжения после нескольких встреч», — говорится в документе. Главной проблемой и причиной неблагополучия является «политико-экономическая система социалистического, марксистского или коммунистического характера», считают епископы. Ответом на нее должен быть «искренний диалог, направленный на достижение соглашений на благо всех», в котором Национальная ассамблея должна взять на себя инициативу.

Саудовская Аравия строит «Великую стену» для защиты от «Исламского государства», информирует AsiaNews (Рим, Италия). Барьер протянется почти на 1000 км по северной границе с Ираком, в районе которого базируются воинствующие фундаменталисты. Аналогичные укрепления есть на южной границе с Йеменом. Радикалы, которым присущ с Саудовской Аравией один и тот же стиль ваххабитского религиозного фундаментализма, обвиняют Эр-Рияд в предательстве ислама из-за коррупции и сотрудничества с Западом. Идея возведения стены на границе возникла в 2006 году. Работы начались в сентябре прошлого года, после того, как ИГ занял западную и северную часть Ирака. По словам очевидцев, конструкция включает в себя пять уровней защиты, в том числе, наблюдательные вышки, оборудованные радиолокационными устройствами и приборами ночного видения. Попытка изолировать себя от своих арабских соседей связана с тем, что саудиты являются хранителями двух самых важных святынь ислама, Мекки и Медины. Недавно группа боевиков «Исламского государства» столкнулась с саудовскими пограничниками неподалеку от города Анбар в Ираке. В столкновении погибли три пограничника и четыре фундаменталиста. Один из нападавших, оказавшись в окружении, подорвал себя поясом со взрывчаткой.

В обзоре использованы материалы — официальных СМИ Ватикана Radio Vaticana; миссионерского информационного агентства Ватикана, подразделения Конгрегации евангелизации народов Agenzia Fides; информационного агентства Папского института заграничных миссий AsiaNews; издания Федерации итальянских католических еженедельников L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa; ватиканской редакции итальянской газеты La Stampa Vatican insider; североамериканского католического информационного агентства Catholic News Agency; североамериканской католической газеты National Catholic Register; австрийского католического информационного агентства Kath.net; австрийского информационного католического агентства KATHPRESS; польского католического информационного агентства Katolicka Agencja Informacyjna; информационного сайта портала Milites Christi Imperatoris Католицький Оглядач.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.