Грустно и смешно было слушать 14 января основных выступающих на Гайдаровском форуме. Высокопоставленные чиновники и министры экономического блока во главе с премьер-министром говорили о том, чего они НЕ будут делать в условиях надвигающегося экономического кризиса.

gaidarforum.ru
Владимир Мау и Дмитрий Медведев. Гайдаровский форум.

Нужно полностью утратить чувство юмора, чтобы спорить о том, будет ли баррель нефти в этом году стоить 60 или 70 долларов… Смешно, что первый заместитель председателя ЦБ РФ заявляет, что рубль завершит свое падение в первом квартале 2015 года, а затем станет стабильным. Хочется спросить, а на каком уровне будет обеспечена эта стабильность? Сколько «стабильных» рублей придется платить за доллар — 70, 100, а, может быть, все 120?

Как это будет сказываться на общей экономической ситуации, прежде всего на инфляции, таргетирование (или управление монетарными методами) которой совсем недавно провозглашалось главной целью политики ЦБ. Но главный банк РФ, как видно, это не особенно волнует. Вместо того чтобы добиваться хоть каких-то желаемых результатов, экономический блок правительства, судя по всему, хочет ограничиться своим любимым занятием — мониторить, предсказывать и пересматривать собственные прогнозы, объясняя, почему им не суждено было реализоваться. Такое впечатление, что министры-экономисты так и не научились различать задачи ответственного правительства и научного семинара в престижном вузе.

Непонятно, почему премьер-министру никто не сказал, что даже в самых «рыночных» странах валютные ограничения отменяют только тогда, когда есть твердая уверенность, что после введения полной конвертируемости национальной валюты не произойдет такого безобразия, которое случилось в нашей благословенной стране. В ФРГ, например, обязательную продажу валютной выручки отменили только в середине 70-х годов, когда немецкая марка уже более 10 лет слыла одной из самых устойчивых валют мира. А в романских странах (Италия, Франция) валютные ограничения были окончательно отменены лишь в середине 80-х годов. Да и сегодня больше половины стран мира, причем самые успешные из них, как, например, Китай, Южная Корея и Малайзия, бурно развиваются, соблюдая весьма строгие валютные ограничения.

Двадцать с лишним лет реформирования российской экономики должны вроде бы были научить, что рост открытости экономики должен опираться на рост ее конкурентоспособности. Рост конкурентоспособности в современном мире опирается на мощный промышленный и научный сектора, динамика развития которых определяет общие темпы экономического роста. Наконец, сами темпы экономической динамики являются производной не только институциональной среды, к улучшению которой сводятся все помыслы экономического блока, но и воспроизводственных условий, структурных приоритетов, ресурсных ограничений с учетом внешних вызовов. И ответственная экономическая политика правительства должна находить адекватные ответы на все отмеченные условия и вызовы. Однако на форуме, похоже, такая задача и не ставилась.

Создается впечатление, что лица, ответственные за оздоровление экономической жизни, даже в критическое для страны время не в состоянии пожертвовать «чистотой» «единственно верной», но, правда, уже вышедшей во всем мире из моды, теории безоговорочной благотворности «свободного рынка». Американский писатель Эрик Хоффер прекрасно описал такой тип догматического мышления в замечательной книге «Истинноверующий».

В общем, самые честные слова на форуме были сказаны Алексеем Улюкаевым. Он заявил буквально следующее: «Поменьше нужно думать о разных там баррелях, курсах и ценах, а следует концентрироваться на укреплении семейного тыла». В переводе на русский это означает: «Ребята, особенно на нас не надейтесь — спасайтесь, кто как может».

Вся эта история напоминает одну карикатурную заметку середины 90-х годов, когда Б.Н.Ельцин, в очередной раз исчезнув из поля зрения общественности, по словам своего пресс-секретаря, «полностью контролирует ситуацию в стране». Запомнилась последняя фраза этой заметки: «Граждане, сохраняйте спокойствие, Борис Николаевич находится сейчас на даче, стоит у окна, смотрит, как идет снег, и полностью его контролирует».

Руслан Гринберг — директор Института экономики РАН, член-корр. РАН, специально для ИА REGNUM