В конце 2014 года в Махачкале состоялась конференция представителей одного из малых народов Дагестана — дидойцев. Ранее отдельные представители данного этноса, недовольные его положением в России, обращались за политической поддержкой к руководству Грузии. Прошедшая конференция показала, каковы планы большинства дидойских общественников по защите интересов своего народа.

Дидойцы (цезы) — народ Дагестана, в основном компактно проживающий на территории нынешнего Цунтинского района — самого отдаленного района республики на границе с Грузией. В 1938 году во время великого объединения народов, учиненного Сталиным, дидойцы были отнесены к аварцам, в 1944 году были насильственно переселены в Чечню, на территории, освободившиеся в результате депортации чеченцев, и вернулись в свои разрушенные дома только в 1957 году, когда чеченцам было позволено вновь поселиться на своей родине. Сегодня в мире насчитывается, по разным оценкам, от 25 до 30 тысяч дидойцев, часть которых проживает в 46 населенных пунктах на территории Цунтинского и Цумадинского районов в горах Дагестана, часть в пригородах Махачкалы — поселках Шамхал и Новый Хушет, небольшие диаспоры дидойцев проживают в Грузии, в Азербайджане и в Турции.

Дидойцы — один из древнейших народов России, который уже третий десяток лет добивается восстановления своего статуса как отдельного народа. Абсолютное невнимание властей в прежние годы к их проблемам и чаяниям привело даже к тому, что активисты из дидойцев во времена первого Президента Дагестана Муху Алиева начали собирать голоса для проведения референдума о присоединении Цунтинского района к соседней Грузии, заручившись поддержкой депутатов ее парламента.

Съезды дидойского народа и общественная организация дидойцев

Представители дидойцев впервые начали заявлять о своих проблемах еще в 1985 году, на I-м своем съезде выдвинув вопрос о бедственном социально-экономическом положении района. После II-го съезда (1989 г.) административный центр Цунтинского района был перенесен из селения Бежта, в котором проживает другой народ Дагестана — бежтинцы, в селение Кидеро. На III съезде (1993 г.) была создана общественная организация дидойцев. Было принято решение обратиться к руководству республики и страны о включении дидойцев в список репрессированных народов России в соответствии с Федеральным законом РФ «О реабилитации репрессированных народов РФ».

Был издан первый букварь дидойского языка, «Исторические очерки о дидойцах», «Дидойско-русский словарь», «Сборник стихов на дидойском языке», вышли первые номера республиканской газеты «Дидо». Прошла и региональная научно-практическая конференция «Проблемы обучения родному языку в школах Цунтинского района», с докладами выступили 30 ученых-языковедов, преподавателей и студентов.

IV съезд в 1999 году был посвящен подготовке к Всероссийской переписи населения 2002 года, во время которой 15 500 человек объявили себя представителями этого народа. После V съезда дидойского народа в 2004 году было принято Постановление Правительства Республики Дагестан «О реализации Программы „Возрождение культурного наследия дидойского народа на 2004-2014 годы“.

VI съезд прошел в с. Комсомольское Кизилюртовского района в 2009 году. На съездах продолжалось обсуждение вопросов о включении дидойского народа в список репрессированных, о статусе письменности дидойцев и о современном общественно-политическом положении дидойского народа.

Конференция

Для участия в конференции в декабре в поселок Шамхал прибыли дидойцы из сел Цунтинского и Цумадинского района и переселенческих равнинных сел. Открывая конференцию, Джамал Магомедов, президент национально-культурной автономии „Дидойцы“, сказал, что необходим диалог власти и населения. Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов еще в 2001 году заявил: „Равнодушие власти к народу порождает экстремизм, а равнодушие народа к власти — радикализм“. Республиканская и муниципальная власть должна учесть эту аксиому и не доводить своих граждан до крайностей.

»За последние 10-15 лет, — сообщил Магомедов, — на волне «борьбы с терроризмом» наш народ потерял более 500 молодых ребят. Во имя сохранения нашей молодежи мы организуем встречи — диалоги наших алимов (мусульманских богословов) с религиозной молодежью, чтобы доказать, убедить и показать им, откуда растут ноги у этой международной проблемы. Стараемся приучить их к терпимости, толерантности и уважению друг к другу".

Пахрудин Магомедов, глава Цунтинского района, рассказал о задаче возрождения его экономики. Люди отвыкли от работы, перешли в разряд иждивенцев, подчеркнул он. Более 40% детей в районе имеют инвалидность. Родители, правдами и неправдами оформляя эту инвалидность, не хотят понимать, что, когда их сыновья вырастут, у них не будет шанса попасть в армию и в последующем устроиться на работу в органы внутренних дел, в МЧС, в другие структуры.

Депутат Народного Собрания от Цунтинского района Ахмеднаби Магомедов говорил о необходимости активизации работы общественной организации дидойцев. Дидойцы очень политизированный народ — каждый хочет быть главой и депутатом и считает, что может им быть, заявил Магомедов. Он также отметил, что представителям дидойского народа следует не требовать получения каких-либо должностей в республике через национальное квотирование, а делать ставку на свое образование и рабочие навыки.

Проблемы и чаяния дидойцев

По мнению участников конференции, решения требуют следующие важнейшие вопросы.

О признании дидойского народа репрессированным и насильственно переселенным. Как заявили участники конференции, республиканская власть считает этот вопрос несвоевременным, в бюджете нет средств на решение финансовых вопросов, которые возникнут в случае удовлетворении данного требования. Также власти требуют подтвердить насильственное переселение дидойцев в 1944 году. Участники конференции планируют привлечь юристов для решения вопроса судебным порядком.

О социально-экономическом развитии Цунтинского района. Когда-то дидойцы занимались животноводством и выращивали картофель, сегодня большая часть населения живет на пенсии, пособия по инвалидности, пособия по безработице. Необходимо разрабатывать программы и проекты по возрождению традиционных форм хозяйствования в районе.

О признании дидойского языка отдельным дагестанским языком. В республике идет активное обсуждение проекта закона «О языках народов Республики Дагестан». Необходимо предусмотреть в законе статус дидойского языка как отдельного. Администрация района организовать за счет своего бюджета обучение родному языку в 22 школах не сможет, в связи с этим необходимо возобновить реализацию п. 12 Постановления Правительства РД № 142 от 20 мая 2004 г. «О возрождении культурного наследия дидойского этноса».

О нарушении среды обитания пограничными службами. Федеральная пограничная служба содержит в Цунтинском районе несколько военных объектов, которые занимают определенную территорию пастбищ для крупного и мелкого рогатого скота. Нужно найти способ компенсации потерь для сельхозпроизводителей.

О сохранении традиционных форм хозяйствования народа. Президент национально-культурной автономии «Дидойцы» Джамал Магомедов создал крестоянско-фермерское хозяйство «Дидо — здоровое питание», продукция которого распространяется 20 дилерскими организациями по городам России. В 2014 году на выставке «Золотая осень» на ВВЦ в Москве продукция «Дидо» получила 2 золотые медали. Как заявили на конференции, необходимо создавать условия для появления в районе новых успешных крестьянско-фермерских хозяйств.

Дальнейшие планы дидойцев

На конференции было принято решение в дни празднования летом 2015 года дня Цунтинского района провести VII съезд дидойцев. К началу съезда решено выработать необходимые рекомендательные решения по самым злободневным вопросам. Также решено оказать содействие и помощь соотечественникам, проживающим с давних лет в Турции, Грузии и Азербайджане, в рамках Президентской программы по оказанию поддержки соотечественникам, которые изъявили желание вернуться на Родину. Кроме того, участники конференции намерены создать в административном центре Цунтинского района селе Кидеро мемориальный памятник жертвам насильственного переселения дидойского народа в 1944 году и установить в календаре Цунтинского района 9 марта как день Памяти жертв насильственного переселения дидойского народа.

Важным для участников конференции представляется пошаговое осуществление восьми проектов национально-культурной автономии «Дидойцы»: «О целевой программе возрождения культурного наследия дидойского этноса»; «О статусе дидойского народа как репрессированного»; «О создании письменности дидойского языка и введении родного языка в систему образования в начальных классах»; «О ежегодном праздновании Недели национальной культуры дидойского народа»; "Об учреждении республиканской дидойской национальной газеты «Дидо»; "О возрождении традиционных форм хозяйственной деятельности дидойцев через этно-бренд «Дидо»; «О восстановлении реальной истории и исторической памяти дидойского народа»; «О профилактической работе среди дидойского джамаата».

Дидойцы — небольшой по численности древний народ, основная часть которого живет в самой дальней горной юго-западной окраине Дагестана. Добираться в этот район — целое путешествие. Но люди в этом районе не хотят бросать эти суровые, но красивые горы. Они хотят жить в этих горах, развивать экономику, хранить свой язык, свою культуру и свою самобытность.

Дидойцы — первый из малочисленных народов Дагестана, который, не вступая в противоречие с властью, пытается шаг за шагом идти по пути к своей идентичности. Это пример правильной и методичной работы для всех малых нетитульных народов республики, а их в Дагестане не менее 20-ти.

Саид Ниналалов, писатель, публицист (Дагестан)