Станет ли Рамзан Кадыров лидером российского консерватизма? Мнения
Ставропольский край, 14 января, 2015, 17:36 — ИА Регнум. Выступления
Выступления Кадырова как публичного политика общероссийского порядка — явление не новое. Он раньше часто выступал по проблемам Украины, а до этого и Грузии. Можно также вспомнить его выступления о желательности третьего президентского срока
Тональность выступлений Кадырова по общеполитическим вопросам я бы оценивал не как консервативную, а как популистскую. Глава Чечни — в целом «ситуативный» политик, он говорит то, что может обеспечить ему успех в той или иной конкретной ситуации.
Что же касается отношения к консервативной идеологии на самом Кавказе, то эта идеология, безусловно, имеет там поддержку, но необходимо разделять «бытовой» консерватизм, то есть нежелание отступать от определенных традиций, с одной стороны, а с другой стороны, тягу к стабильности ценой нарушения гражданских прав. В любом случае необходимо учитывать, что на восприятие руководства Чечни жителями других республики Северного Кавказа влияет ряд имеющихся конфликтов. Это и споры между Чечней и Ингушетией о демаркации границы, и вопрос о восстановлении в Дагестане населенного преимущественного чеченцами Ауховского района. В силу этих причин, к возможности для руководителей Чечни говорить от лица всех жителей Северного Кавказа следует относиться осторожно.
Думаю, что позиции консерватизма в различных формах, от родовой до советской, на сегодняшнем Кавказе достаточно весомы. В то же время там есть идеология, противостоящая традиционному консерватизму. Это исламский фундаментализм. Руководство Чечни провозглашает себя защитником ислама, но это тот ислам, который ему политически приемлем. С празднованием Нового Года, с концертами звезд эстрады, без однозначной ориентации на нормы шариата. Исламский фундаментализм — это стремление перестроить всю жизнь по законам шариата, которые воспринимаются адептами этой идеологии как данные «свыше» и не подлежащие изменению по желанию людей. Где-то они представляются возвращением в средневековье, где-то — устанавливают вполне работающие нормы, соответствующие представлениям мусульман о справедливости. В Чечне мне говорили, что шариат «милосерднее адата» (традиции), поскольку по адату наказание неотвратимо, а по шариату простить — это добродетель. Как бы мы ни относились к исламскому фундаментализму, приходится признать, что это влиятельная на Кавказе идеология. Причем не столько в ее насильственном, джихадистском варианте, сколько в требованиях закона, порядка и справедливости со стороны тех представителей кавказского социума, которые не признают возможности добиться всего этого в светском государстве.