Выступления Рамзана Кадырова по общеполитическим вопросам позволяют многим комментаторам утверждать, что глава Чечни становится одним из публичных лидеров идеологии российского консерватизма. Это, однако, ставит вопрос о влиянии консервативной идеологии на самом Северном Кавказе. Оценить уровень ее влияния в этой части России ИА REGNUM попросило экспертов-кавказоведов.

Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ:

Выступления Кадырова как публичного политика общероссийского порядка — явление не новое. Он раньше часто выступал по проблемам Украины, а до этого и Грузии. Можно также вспомнить его выступления о желательности третьего президентского срока Владимира Путина. Надо сказать, что внятной реакции федеральный властей на наиболее заметные высказывания Кадырова почти никогда не было. Даже если слова об ответственности родственников террористов президент критиковал, но мягко, как бы указывая на «перегибы на местах», но не давая оценку общей систему управления, созданной Кадыровым в Чечне. Почему так происходит? Во-первых, потому, что Кадыров воспринимается федеральной властью как символ «замирения» Северного Кавказа. Во-вторых, дает о себе знать определенная «фрагментарность» политики власти. Например, если какой-то деятель считается полезным для внутренней политики, то ему прощают не всегда удачные высказывания по политике внешней, даже если эти высказывания дают повод для выступлений врагов России.

Тональность выступлений Кадырова по общеполитическим вопросам я бы оценивал не как консервативную, а как популистскую. Глава Чечни — в целом «ситуативный» политик, он говорит то, что может обеспечить ему успех в той или иной конкретной ситуации.

Что же касается отношения к консервативной идеологии на самом Кавказе, то эта идеология, безусловно, имеет там поддержку, но необходимо разделять «бытовой» консерватизм, то есть нежелание отступать от определенных традиций, с одной стороны, а с другой стороны, тягу к стабильности ценой нарушения гражданских прав. В любом случае необходимо учитывать, что на восприятие руководства Чечни жителями других республики Северного Кавказа влияет ряд имеющихся конфликтов. Это и споры между Чечней и Ингушетией о демаркации границы, и вопрос о восстановлении в Дагестане населенного преимущественного чеченцами Ауховского района. В силу этих причин, к возможности для руководителей Чечни говорить от лица всех жителей Северного Кавказа следует относиться осторожно.

Ирина Стародубровская, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института Гайдара:

Думаю, что позиции консерватизма в различных формах, от родовой до советской, на сегодняшнем Кавказе достаточно весомы. В то же время там есть идеология, противостоящая традиционному консерватизму. Это исламский фундаментализм. Руководство Чечни провозглашает себя защитником ислама, но это тот ислам, который ему политически приемлем. С празднованием Нового Года, с концертами звезд эстрады, без однозначной ориентации на нормы шариата. Исламский фундаментализм — это стремление перестроить всю жизнь по законам шариата, которые воспринимаются адептами этой идеологии как данные «свыше» и не подлежащие изменению по желанию людей. Где-то они представляются возвращением в средневековье, где-то — устанавливают вполне работающие нормы, соответствующие представлениям мусульман о справедливости. В Чечне мне говорили, что шариат «милосерднее адата» (традиции), поскольку по адату наказание неотвратимо, а по шариату простить — это добродетель. Как бы мы ни относились к исламскому фундаментализму, приходится признать, что это влиятельная на Кавказе идеология. Причем не столько в ее насильственном, джихадистском варианте, сколько в требованиях закона, порядка и справедливости со стороны тех представителей кавказского социума, которые не признают возможности добиться всего этого в светском государстве.