Сегодня, 14 января, Следственный комитет РФ сообщил, что завершено расследование громкого уголовного дела в отношении троих соучастников убийства бывшего десантника в городе Пугачеве Саратовской области Руслана Маржанова, которое спровоцировало народный бунт «с национальным подтекстом». Из-за большого общественного резонанса расследование было поручено Главному следственному управлению СК России и взято на особый контроль.

Как рассказал корреспонденту ИА REGNUM руководитель управления взаимодействия со СМИ СК РФ Владимир Маркин, завершено расследование второго уголовного дела об убийстве жителя Пугачева Саратовской области Руслана Маржанова в отношении Руслана Хайдаева, Хизира Назирова и Хамзата Назирова, являющихся родственниками. В зависимости от роли каждого они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных п.п."ж, и" ч.2 ст.105 УК РФ — «Убийство из хулиганских побуждений» и ч.3 ст.30, п.п. «ж, и» ч.2 ст.105 УК РФ — «Покушение на убийство, совершенное группой лиц, из хулиганских побуждений», ч.ч. 4,5 ст.33, п.п. «ж, и» ч.2 ст.105 УК РФ — «Подстрекательство и пособничество в убийстве, совершенном группой лиц, из хулиганских побуждений» п. «а» ч.2 ст.116 УК РФ — «Побои», ч.4 ст.150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления», ст. 316 УК РФ «Укрывательство преступлений».

По версии следствия, в ночь на 6 июля 2013 года в Пугачеве у кафе «Золотая бочка» обвиняемые совместно с несовершеннолетним соучастником, действуя согласованно, спровоцировали драку с Русланом Маржановым, в ходе которой ему были нанесены 17 колото-резаных ранений медицинским скальпелем. Также в ходе расследования установлено, что в мае 2013 года в Пугачеве Руслан Хайдаев и несовершеннолетний соучастник с использованием ножа покушались на убийство другого местного жителя. Однако их преступные действия не были доведены до конца из-за вмешательства одного из очевидцев произошедшего. В связи с большим общественным резонансом, расследование этого уголовного дела было поручено Главному следственному управлению СК России и взято на особый контроль. В кратчайшие сроки были установлены все участники конфликта, в результате которого был жестоко убит молодой человек. Следователи провели большой объем следственных действий: допрошено свыше 170 человек, проведено 50 судебных экспертиз, среди которых медицинские, генетические, криминалистические с использованием полиграфа, невербальные и психолингвистические.

Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд для рассмотрения по существу. Ранее приговором суда несовершеннолетнему соучастнику обвиняемых было назначено наказание в виде девяти лет и шести месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.

Напомним, комментируя корреспонденту ИА REGNUM массовые народные волнения в Пугачеве, депутат Государственной думы от ЛДПР Антон Ищенко констатировал, что в этом городе произошло очередное убийство «с национальным подтекстом». Как он отметил, «этот случай всколыхнул волну протеста и недовольства». «Пугачевцы, собравшиеся на стихийный митинг после похорон погибшего Руслана Маржанова, решили дать отпор выходцам с Кавказа, компактно живущим в одном из районов Пугачева. По словам очевидцев, в акции участвовало до 600 человек! Ситуация осложнялась тем, что подобные ЧП происходят в городе минимум раз в год, при этом представители власти не спешат дать оценку событиям, предпочитая быть сторонними наблюдателями», — рассказал парламентарий, сообщив, что взял ситуацию под личный контроль.

Отметим также, что родные погибшего Руслана Маржанова отрицали, что чеченская диаспора выразила им соболезнования. Руководитель представительства главы Чеченской республики в ПФО Сайд-Ахмет Элесов сообщил тогда корреспонденту ИА REGNUM: «Мы выразили соболезнования семье погибшего парня и оказали материальную помощь». Бабушка погибшего Руслана Маржанова — Нина Атюшкина в беседе с корреспондентом ИА REGNUM утверждала, что со дня похорон ее внука никто из чеченской диаспоры к ним не приходил, соболезнования не выражал и денег не предлагал.

"Когда что-то происходит, как в Пугачеве, всегда находят крайних, — прокомментировал события в Пугачеве Сайд-Ахмет Элесов. — По большому счету я согласен с оценкой двоюродных братьев Н., один из которых сейчас арестован по подозрению в убийстве. Я так скажу. Если бы я по-прежнему был председателем райкома партии в Чеченской республике, то мы бы, как положено, разобрались с Н. Местный совет старейшин готов поговорить с теми из молодежи, которых обвиняют в провокациях против местных жителей, чтобы они уехали из Пугачева. Дядя арестованного Н. плачет, говорит: «Разве мог я подумать, что 16-летний племянник такое мог сотворить… Прозвучало много угроз в адрес чеченцев. Мы прощаем мать, понимая ее состояние, остальные должны ответить за свои слова». По словам Сайда-Ахмета Элесова, в Саратовской области проживает 18 тысяч его земляков, из них 5800 — имеют в регионе постоянное место жительства, 3000 — временную прописку. Остальные — находятся нелегально. «Хочу обратить ваше внимание, что в Пугачеве живут четыре чеченские семьи, — рассказал тогда Элесов. — Если их выселить, это проблемы не решит. Это убийство — только повод. Мы сейчас говорим о невоспитанности чеченской молодежи, на которую жалуются в Пугачеве… Мы выразили соболезнования семье погибшего парня и оказали материальную помощь».

Корреспонденту ИА REGNUM удалось разыскать семью Руслана Маржанова. Частный дом его матери Светланы и отчима Виктора не выделялся из череды ветхих одноэтажных домов в частном секторе. Бабушка Руслана Маржанова Нина Атюшкина вспомнила некоторые подробности того дня, когда хоронили ее внука. "Мы же ничего не знали. Гроб поставили на катафалк — машина «Волга» была. Я еще подумала, куда же мы сядем. Но нас проводили в автобусы. Поехали на кладбище. Почему то колонна не сразу туда направилась, а сделала круг на центральной площади, нас провезли по всему городу. Потом мне сказали, что перед «Волгой» шла молодежь с плакатами «Не будите русского медведя» и «Кто защитит ваших детей?». Народу было много. К нам подходили с соболезнованиями, но никто не говорил, что будет митинг. Мы ничего не знали. К нам и от администрации никто не пришел, никто даже слова не сказал: «Погиб такой хороший мальчик».

По поводу соболезнований со стороны чеченской диаспоры бабушка Руслана сказала следующее: «На похороны мы собирали деньги по крохам, по копейке. 16 тысяч рублей принесли десантники. Я Светлане дала тоже денег. Все помогли — и свои близкие, и с работы принесли. С этой диаспоры к нам никто не приходил. Может к отцу Руслана — Шамилю, но Света с ним давно не живет. Но мы бы у этой диаспоры никогда денег не взяли. Чтобы потом люди говорили про нас. Мы бы не продались».