Член окружной комиссии с правом решающего голоса от партии "Яблоко" Перовского избирательного одномандатного округа № 198 города Москвы по выборам депутатов Государственной Думы РФ четвертого созыва Любовь Волкова опасается за свою безопасность. Об этом ИА REGNUM сообщили в РОО "Правозащитная информация". Далее прилагается ее письмо в организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

"28 ноября 2003 г. юристы избирательного штаба кандидата в депутаты Государственной Думы РФ по Перовскому одномандатному избирательному округу № 198 члена Московской Хельсинкской группы Валерия Васильевича Борщева, выдвинутого партией "Яблоко", заявили о намерении ходатайствовать о возбуждении уголовного дела по факту воспрепятствования ведению агитации в канун выборов.

1 декабря начальник территориального агентства по Восточному административному округу Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы Л.Сидорина дала письменное указание демонтировать плакаты с предвыборной агитацией Валерия Борщева в срок до 15 часов 27 ноября 2003 года. Изготовление стендов в соответствии с законодательством было оплачено из избирательного фонда В.Борщева. На стендах действительно была ошибка, за которую В.В. Борщев получил предупреждение от избирательной комиссии. К 27 ноября ошибка была исправлена. Стенды были демонтированы еще до заседания окружной избирательной комиссии, хотя по закону решение о демонтаже могла принять только она.

Власть уже открыто демонстрирует свое пренебрежение законом. Обычно, желая воспрепятствовать неугодным кандидатам, она дает устные распоряжения. На этот раз указание снять стенды было письменным. Кандидат в депутаты Валерий Борщев неугоден властям еще с 1970-ых годов, когда после знакомства с академиком Сахаровым, он, журналист "Комсомольской правды", активно включился в правозащитную деятельность. В знак протеста против высылки из страны писателя Александра Солженицына он ушел из газеты, а впоследствии за участие в Комитете защиты прав верующих и в Фонде А. Солженицына, был лишен возможности работать в прессе.

Валерий Борщев является членом МХГ, членом Комиссии по правам человека при Президенте, в настоящее время активно борется против пыток в милиции, добивается установления гражданского контроля над закрытыми государственными структурами? детскими домами, интернатами, психиатрическими заведениями, а самое главное - он автор законопроекта об общественном контроле в местах изоляции - не только в отделениях милиции и изоляторах временного содержания системы МВД, тюрьмах и колониях Минюста, но и в местах содержания заключенных в ФСБ, карцерах и гауптвахтами в системе Министерства обороны.

В качестве депутата он опасен, как и его соратники по демократической деятельности убитые Галина Старовойтова, Сергей Юшенков, а также умерший при пока невыясненных обстоятельствах депутат Госдумы от "Яблока" Юрий Щекочихин. Я прошу ОБСЕ прислать международных наблюдателей в избирательные комиссии Перовского одномандатного избирательного округа №198 города Москвы. Моя просьба обусловлена не только возможностью подтасовок.

Представителям демократических организаций стало опасно работать в комиссиях. В ходе прошлых (1999 года) выборов в депутаты Государственной Думы РФ в Перовском округе № 198 было допущено множество нарушений избирательного права, вплоть до вноса на избирательный участок не предусмотренной дополнительной урны для голосования. Также в комнаты избирательных комиссии в нарушение законодательства по-хозяйски входили и вели себя по-хозяйски представители администрации округа. Бюллетени складывали в помещения, не предусмотренные законом, а когда велся подсчет голосов, и доверенные лица потребовали выполнить требования закона, они были избиты милиционерами, дежурившими в комиссии.

Вот что писала в те дни газета "Новые Известия":

"Адвокат Каринна Москаленко, представитель "Яблока", обнаружила, что погашенные и непогашенные бюллетени, а также протоколы избирательных комиссий хранятся вне помещения ТИК. Более того, в офисе адвоката - председателя комиссии Дякина, который арендует это помещение у местных властей. Кроме того, суммарный подсчет голосов велся не членами избиркома, а счетчиками, которых прислала управа. Москаленко попыталась было настоять на соблюдении закона и опечатать бюллетени. Но ей в этом было отказано. У нее даже отказались принято "особое мнение члена избиркома". Тогда Карина вызвала подмогу - наблюдателей из "Яблока", и они стали составлять протокол. Внезапно в комнату, где они работали, вошли сотрудники милиции и стали "выдворять" общественников. А к Вере Степаненко, доверенному лицу Борщева, применили "методы силового воздействия". (Газета "Новые известия" 23 декабря 1999 года, статья Георгия Целмса "Хочу поблагодарить Отечество").

Избиение доверенных лиц Борщева сняли журналисты НТВ, репортаж был показан по телевидению после выборов. Вот еще одна выдержка из публикаций СМИ: "Скандал в Перовском избирательном округе продолжает набирать обороты. Сегодня мы сообщаем подробности скандала, которые заставляют задуматься о статусе членов избиркома, делегированных партиями и движениями, а также о статусе наблюдателей. Можно представить себе, что там творилось, если чуть не до слез довели эту очень сильную женщину. Если посмели на нее кричать. Можно вообразить себе оголтелось чиновников, если ей высококлассному правоведу, не удалось остановить произвол и беззаконие.

Каринна Акоповна Москаленко - профессиональный адвокат и правозащитник. Ее имя хорошо известно за рубежом - в международных правозащитных организациях, в Комитете по правам человека ООН. Она прошла закалку во многих громких судебных процессах. Однако здесь ей не помогли не знания, не сила характера. Как говорится, против лома нет приема...

Будучи человеком непартийным и без особых политических пристрастий,, она дала согласие стать членом территориальной избирательной комиссии от "Яблока", так как по этому округу кандидатом в депутаты шел В.В. Борщев. Депутат Госдумы Борщев многое делал, защищая униженных и оскорбленных. Чем снискал себе уважение правозащитников России. Его главным оппонентом на выборах стал ставленник "Отечества" Рязанский, директор гостиничного комплекса "Измайлово". Москаленко сразу обратила внимание на то, что представители Рязанского ведут себя в избиркоме как дома. И произносят, например, такие недвусмысленные фразы: "Все договоренности будут выполнены после выборов", "за все будет заплачено" и т.д. Однако до поры до времени она не обращала на это внимания.

Конфликты начались с того момента, когда Каринна Акоповна, ссылаясь на конкретные статьи закона о выборах, попыталась вернуть процедуру работы в правовое русло.... Ворвался наряд милиции и стал выволакивать всех добровольных помощников Москаленко, независимых наблюдателей от "Яблока" и СПС. При этом были нанесены зафиксированные медиками "телесные повреждения", а у Каринны Акоповны сломали ее злополучный ноут-бук, погубив всю хранившуюся в нем информацию. Москаленко попыталась найти справедливость в Центризбиркоме, но там, по сути, ее отфутболили к тем, на кого она жаловалась... (газета "Новые Известия", 28 декабря 1999 года, "Долгое эхо скандала в Перово").

Стоит ли удивляться, что Борщев проиграл. Сегодня на выборах членом окружной комиссии от "Яблока" являюсь я, Волкова Любовь Васильевна. Ситуация повторяется. Снова противостоят по сути два кандидата: тот же владелец гостиничного комплекса "Измайлово" Рязанский от "Единой России" и известный правозащитник В. Борщев от "Яблока". Снова "Яблоко" мочат. Снова тот же административный ресурс используется в отношении Рязанского. То же отношение к нему - как к своему кандидату у основного состава окружной комиссии. Желающих пойти наблюдателями в комиссии, где избивает милиция по указке руководства округа, на этот раз не нашлось. Избитая милицией доверенное лицо Борщева Вера Степаненко (ныне она депутат Мосгордумы) лечилась несколько месяцев после нанесенных побоев. Долго не могла оправиться после перенесенного стресса Каринна Москленко, другие общественники - члены комиссий. Сейчас я, по сути, буду одна в окружной комиссии в день выборов, а это очень опасно. Если подверглась нападению и не смогла себя защитить Каринна Москаленко, которая успешно ведет и выигрывает дела в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, то, думаю, у меня есть основания просить помощь независимых наблюдателей."